Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Кино — не доктор, а боль»

Сдерживаемые эмоции у Димы проявляются через скрученные пальцы. Кадр из фильма «Детский мат»
Пермский режиссер сняла фильм о ребенке, который живет на два дома
Анастасия Сечина
12 ноября, 2015 20:17
12 мин
Зал киноцентра «Премьер» переполнен. Пространство перед экраном заставлено принесенными из коридора лавочками и пуфами. Люди сидят на полу и стоят в проходе. Пермский режиссер Ольга Аверкиева просит свою съемочную группу покинуть зал, чтобы усадить зрителей: «Вы все равно этот фильм уже видели!» Позже она признается журналисту «Русской планеты», что никак не ожидала такого числа людей на премьерном показе своего дебютного фильма «Детский мат».
36-минутная лента показывает жизнь семьи — мамы, папы, сына — после развода родителей. Александр и Елена работают вместе в одном вузе. Знают друг друга давно, поэтому и сошлись быстро. В марте начали встречаться, в июле поженились, а уже в августе ждали сына. Но совместная жизнь не сложилась, и теперь мальчик Димка живет на два дома, мотаясь между мамой и папой, элитной физико-математической школой, шахматным кружком и хоровой капеллой. Жизнь расписана по часам — так его воспитывает отец, постоянно требующий от мальчика достижений. Уж если школа, то с бешеным конкурсом. Уж если шахматный турнир, то c победой. Мать куда мягче, но противостоять воле отца она не в силах.
– Ольга, о чем ты собиралась снять кино?
– Сначала я хотела снять фильм про папу-одиночку, это моя давнишняя мечта. Нашла Александра (Семь месяцев после расставания с женой он воспитывал сына один. — Примеч. ред.), а потом узнала, что ситуация интересней. В заявке на фильм я уже описывала ленту как историю мальчика, который живет на два дома.
– Про что в итоге получился фильм?
– Для меня он про то, как отношения между родителями влияют на формирование ребенка, его характера, мировоззрения, психологических черт.
– Не о том, как ребенка калечит развод?
– Я не ставила перед собой цели сказать, что развод — это плохо. Нет. В данной ситуации неважно, развелись бы родители или дальше жили бы вместе, все равно ребенок был бы покалечен тем, насколько они не понимают друг друга. И если говорить про призыв, то в фильме он считывается: прежде чем заводить ребенка, надо вообще-то подумать, сможешь ли ты с этим мужчиной или с этой женщиной прожить хотя бы 10 лет?
Героиня фильма Елена рассказывает, что о детях даже не думала, но, увидев, как сильно ребенка хочет Александр, согласилась стать матерью. Позиция Александра предельно четкая: «Я ей говорил: "Во время сношения всегда думай о сыне!"» По его мнению, брак нужен лишь для того, чтобы узаконить половое сношение, обязательным итогом которого должно стать зачатие ребенка. О Димке в одном из фрагментов ленты отец говорит: «Я доволен сыном. Имею то, что хочу».
Мама, папа и Дима едут смотреть результаты вступительных экзаменов в физико-математическую школу. Кадр из фильма
Мама, папа и Дима едут смотреть результаты вступительных экзаменов в физико-математическую школу. Кадр из фильма
– Лично мне показалось, что фильм в первую очередь о деспотичном отце.
– Папа выходит на передний план потому, что его больше по жизни, и с этим ничего не сделаешь. Но и у мамы тоже очень мощная позиция. Если бы ее стало так же много в жизни Димы, было бы только хуже. Мне кажется, она это понимает, поэтому остается второстепенным человеком в семье.
– Может быть, фильм еще и о том, что очень многих современных детей лишают детства, гоняя по многочисленным кружкам, завышая планку, постоянно чего-то требуя?
– Сложно сказать… Совсем без этого тоже нельзя. В чем я согласна с папой: шахматы лучше, чем компьютер. И музыка лучше. Другое дело, что все должно быть в меру. В случае с Димкой мера не соблюдена, но, возможно, если бы он жил в счастливой семье и был так же сильно занят, то рос бы иначе. Нельзя сказать, что во всем виноват только папа, который так сильно загоняет ребенка.
– Кто-то здесь виноват?
– Оба родителя виноваты. Изначально виноваты, еще до Диминого рождения. В непродуманности своих поступков.
Димка в ленте постоянно чем-то занят: шахматы, фортепиано, хоровая капелла, воскресная школа, поступление в физико-математическую школу... Вот он идет на концерт, вот — в планетарий. Вот играет с мамой в шахматы, а вот помогает отцу копать картошку. Единственное, чего зритель не увидит в ленте, — как Дима общается и играет со своими друзьями.
– Фильм снимался год, и за это время мальчик ощутимо изменился, — говорит Ольга Аверкиева.
В чем именно это проявилось?
– Когда я первый раз пришла к ним в гости, только-только закончился период жизни Димы с папой. Поэтому вся ситуация для него была в новинку. Он еще изучал, как жить в этой системе. И, постепенно привыкая к ней, изменился. Думаю, эти трансформации связаны не только с родителями, но и со стрессом. Весной было поступление в школу, выпускной в хоровой капелле. Тогда появились «руки» (мальчик постоянно переплетает и скручивает напряженные пальцы. — Примеч. ред.). Появилась агрессия.
Я пыталась с Димой разговаривать. Но такие дети, как Дима, неулыбающиеся почти, они не говорят открыто. В фильм попал только один момент, где он говорит, что давно не подслушивал, как мама и папа ругаются. Это было самое искреннее, что он озвучил. Остальное можно было понять только по глазам и рукам.
– Год вы встречались, и ребенок так и не раскрылся?
– В этом смысле — нет. Он очень меня полюбил. И мамой называл, тут, видимо, тоже какие-то свои сложности… Но на тему родителей он если и говорит, то чужими словами. Например, сказал: «Маме денежку жалко», — явно не его слова, он про денежки еще ничего не знает. Своих слов у него нет, свое только в эмоциях, на лице, в поступках.
Он очень сдержанный. За год ребенок при мне ни разу не ревел. Вот когда он проигрывает на шахматном турнире, должны быть слезы: он же настраивался на победу! И видно, что они есть, только не проливаются. Дима сдерживает их силой воли. Правда, сейчас папа с мамой говорят, что он плачет по любому поводу, с тех пор, как пошел в школу...
– Где-то в первых 10 минутах фильма в одном из эпизодов мальчик вдруг говорит: «Скотина, скотина...» Это в чей адрес?
– Вообще, он это говорит съемочной группе. А для меня это такая история… Ну, как бы сказать… В мир. В мир он это говорит. Это первое предзнаменование. Дальше будет хуже.
Ольга рассказывает, что Александр с готовностью принял предложение участвовать в съемках. Доктор педагогических наук и практикующий психолог в прошлом, он очень хотел поделиться своим опытом воспитания ребенка. Часто звонил сам и приглашал — то на соревнования, то на награждение, то на отчетный концерт…
С мамой было сложнее. Она согласилась сниматься, но поначалу активности не проявляла.
– А потом, мне кажется, поняла, что фильм получится совсем односторонний. Тогда поехала с нами смотреть списки поступивших в школу, согласилась на интервью — большое, открытое, — вспоминает Ольга.
– Родители видели фильм?
– Да! Я очень боялась этого из-за опыта со своим предыдущим, дипломным фильмом. Он тоже рассказывает про семью. Сыну на момент съемок исполнилось 23 года, у него проблемы с алкоголем, родители отправляют его пожить в Черногорию при монастыре, потом он возвращается, и вот — первая встреча…
Тоже сложные родители, тоже очень... по-разному любят ребенка. Они посмотрели фильм и запретили показывать его, в Перми — точно. Видимо, сами себе не понравились, боялись узнавания. Поэтому и в этот раз у меня был дикий внутренний страх.
Ольга Аверкиева в монтажке. На мониторе — финальные кадры фильма. Фото: Анастасия Сечина / «Русская планета»
Ольга Аверкиева в монтажке. На мониторе — финальные кадры фильма. Фото: Анастасия Сечина / «Русская планета»
Но ничего, нормально. Не запретили. У папы были свои замечания. Например, про то, что в конце я показываю только Димин проигрыш на шахматном турнире, хотя он занял там призовое место. Мама же сказала, что смотрела не отрываясь, только очень грустно стало...
– Как ты думаешь, они что-то о себе поняли?
– Когда я работала над дипломным фильмом, мне казалось: вот я сниму, покажу, они увидят себя со стороны и наконец-то поймут!..
Ничего не случилось в тот раз, а в этот раз — тем более. И я поняла, что героям не рассказать про их жизнь больше, чем они сами знают. Ты не для них кино делаешь, а для зрителя.
Оле 25 лет. Она не замужем, у нее пока нет своих детей, но детская тема — именно то, что ее цепляет и является предметом киноисследований. Говорит, что в ту сторону ее затянула работа над коротким 10-минутным фильмом про Соню Макарову — девочку, на лечение которой от саркомы пермяки собрали более 3 млн рублей.
Теперь Оля лелеет идею фильма про маленьких пациентов онкоцентра и художницу Нину Горланову, которая занимается с ними живописью. А еще хочет снять ленту про жизнь инвалидов — выпускников детского дома в колледже-интернате. «Я сама ребенок все еще. Все так говорят», — объясняет Оля свой интерес к детской теме.
Ты задаешься вопросами семьи, воспитания детей. Это немного странно. Пока у человека всего этого нет, он обычно об этом и не думает...
– А я пыталась снимать глазами ребенка. И с позиции взрослого ребенка задумывалась о том, как бы ему хотелось расти. Потому что мои родители жили не вместе изначально. Я все это тоже переживала.
– То есть это в каком-то смысле самоисследование.
– Как любое кино! Если хочется, чтобы кино получилось, нужно снимать о себе в первую очередь. И мои родители, я надеюсь, тоже увидели себя в этом фильме. Думаю, для них очевидно, что это про нас.
Премьера. Фото: Михаил Данилович
Премьера. Фото: Михаил Данилович
– В твоем личном поиске что дало это кино?
– Если честно, оно оттянуло мое желание заводить детей. Года два назад я думала, что уже, может быть, пора. Сейчас я так не думаю.
Вообще, фильм ушел немного в другую сторону, но изначально я искала ответ на вопрос: зачем рожать детей?
– И теперь на него есть ответ?
– Есть ответ на вопрос, зачем точно не надо заводить детей. От скуки не надо. От одиночества не надо. Или если ты всю жизнь хотел быть скрипачом, а стал электриком, то тоже не надо рожать ребенка, чтобы он вместо тебя стал скрипачом, а ты бы с ним по гастролям ездил. В идеальном мире ты должен понимать сразу, что твой ребенок — это не ты. У него свой путь, и дай Бог, чтобы он сам его нашел.
Мне кажется, детей надо заводить тогда, когда ты уже сам реализовался. Потому что параллельно с воспитанием ребенка пытаться воспитывать еще и себя самого — сложно. Ты должен уже кем-то быть, потому что, в конце концов, ты должен что-то ребенку дать. И когда в тебе столько энергии, что она выплескивается через край, вот тогда, может быть, пора…
После показа в «Премьере» одна из зрительниц начала эмоционально призывать режиссера «не бросать семью», курировать, помочь маме… Ее прервал продюсер фильма, директор «Пермкино» Павел Печенкин:
– Это — не задача режиссера. Кино — не доктор. Кино — боль.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ