Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Полет Арктура

Четырехместный самолет «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Пермские авиаконструкторы собрали первый в России четырехместный самолет
Полина Виноградова
8 мая, 2015 18:17
13 мин
Когда несколько лет назад основатель пермской компании ВМБ «Авиа Группа» Владимир Большаков заявил, что скоро будет выпускать самолеты, это прозвучало фантастично — их в Пермском крае не делали уже более 60 лет. Но первый четырехместный самолет оригинальной конструкции с символическим названием «Арктур», что в переводе с арабского означает «Покоритель неба», уже успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Его максимальная скорость составляет 250 км в час, а дальность полета — 1000 км. «Русская планета» узнала у создателя модели «ВМБ 59 Арктур», каких новых горизонтов он намерен достичь.
– Владимир Сергеевич, кто станет владельцем первого «Арктура»?
– Ни личность покупателя, ни стоимость сделки я оглашать не буду. Однако могу сказать, что наш самый первый самолет достанется жителю Пермского края. Предварительные переговоры уже проведены, в ближайшее время будет заключен договор купли-продажи.
В дальнейшем мы планируем выпускать до 20 самолетов в год, наши мощности позволяют выйти на такой объем. Уже создан цех, в котором можно одновременно собирать до трех самолетов, причем на разной стадии готовности. Конвейерная сборка организована так, что когда через одни вороты выходит полностью готовый самолет, то через другие уже заходит стапель для нового «Арктура». Причем большого штата для этого не требуется: при условии работы в две смены заявленные 20 самолетов в год могут выпускать всего два сборщика на каждый экземпляр. Разумеется, при условии нормального финансирования, хотя бы 50-процентного.
– Сейчас единственное препятствие для выхода на серийное производство — это нехватка средств?
– Не только. Для начала именно серийного производства необходимо получить сертификат на новый тип самолета. Его оформление займет от 3 до 5 лет. Но пока длится этот процесс, мы параллельно можем выпускать воздушные суда в единичном экземпляре, поскольку «Арктур» уже зарегистрирован, он находится в реестре воздушных судов Российской Федерации. И вот здесь уже все упирается в финансирование.
Мы готовы работать с любыми заинтересованными инвесторами, как государственными, так и частными, в том числе и зарубежными. В пошлом году нас посетил заместитель председателя правительства РФ Юрий Петрович Трутнев. Он сказал так: как только сделаете первый самолет, мы поможем подыскать лояльный банк, который сможет предоставить «длинные деньги». Нам необходимо именно долгосрочное кредитование, 5–7 миллионов рублей на 10 лет под относительно небольшой процент, не более 15% годовых. И вот самолет готов, а вопрос с банком так и остался нерешенным... Впрочем, я только что вернулся из Москвы, и, возможно, уже нашел потенциального инвестора, причем связанного с авиацией по роду деятельности. Сейчас мы будем вести переговоры. А значит, банк с «длинными деньгами», будем надеяться, и не понадобится.
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Ваше предприятие относится к малому бизнесу. Вы получили какую-либо финансовую помощь от правительства Пермского края?
– Если бы мы только что зарегистрировались, то могли бы рассчитывать на налоговые каникулы — то есть на несколько лет были бы освобождены от налога на прибыль. Однако наше предприятие худо-бедно, но существует с 2010 года. Поэтому претендовать на каникулы мы не можем.
Законодательное собрание Пермского края приняло решение, что для поддержки развития малой авиации все краевые предприятия, работающие в этой области, могут 15 лет платить нулевую ставку по налогу на имущество. Но и под эти налоговые преференции мы не попадаем. Поскольку было решено, что для получения налоговых льгот предприятие должно иметь в собственности взлетно-посадочную полосу длиной не менее 700 м. Получается довольно забавно. Мы работаем в сфере малой авиации, изготавливаем воздушные суда. Но чтобы нам предоставили льготы по налогу на имущество, мы должны построить еще и аэродром? Странно как-то придумано…
Особенно обидно ситуация в Пермском крае выглядит в сравнении с другими регионами. В Москве и Московской области, например, для поддержки малого бизнеса выделяют по одному миллиону рублей на предприятие в год. Причем для этого достаточно собрать элементарный пакет документов. Представляете, как здорово? А у нас — тишина. Признаться, у меня иногда возникают мысли: так может нам уйти из Пермского края в Московскую область и там зарегистрировать предприятие? И там же платить налоги? Но ведь если весь пермский малый бизнес бросится в Московскую область, то пострадает весь наш регион… Это неправильно, хотя соблазн и велик. Как, кстати, и интерес к нашему самолету среди жителей столицы.
– Уже есть первые москвичи, которые хотели бы его купить?
– Да. Корпорации заинтересованы в приобретении воздушных судов малого литража для своих сотрудников, часто выезжающих в командировки с транспортным плечом до 500–600 км. А частных лиц небольшие самолеты интересуют как альтернатива автомобилям. Москва — огромный мегаполис, из-за пробок добираться на работу все сложнее. Многие из тех, кто живет в пригороде, уже летают до центра города самолетами или вертолетами. Вокруг МКАДа создано около десятка маленьких частных аэродромов, которые принимают двух-, четырехместные воздушные суда. На этих аэродромах дежурят такси, которые отвозят прилетевших в центр. Есть и вертолетные площадки. Но самолеты в этой ситуации предпочтительнее вертолетов, поскольку конкурентнее по цене. Минимальная стоимость вертолета составляет 15 млн рублей, а наш «Арктур» можно приобрести в несколько раз дешевле.
– Осенью прошлого года вы говорили, что один самолет вашего производства будет стоить порядка 4 млн рублей. Эта сумма не выросла с падением рубля?
– Незначительно, поскольку «Арктур» практически целиком собран из отечественных материалов. На импортные составляющие в структуре цены приходится минимум. А стоимость листового алюминия, из которого изготовлен корпус, за прошедшие полгода выросла примерно на 5%, поскольку на складах были достаточно большие его запасы. Из-за роста курса доллара нам стали дороже обходиться лишь двигатели, который мы закупаем в Японии, и стрелочные приборы, которые приходят из Китая.
За штурвалом самолета «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
За штурвалом самолета «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Можно заменить эти элементы на отечественные аналоги?
– К сожалению, это невозможно, поскольку отечественных аналогов просто не существует. Необходимые нам двигатели в России пока не производятся, и для серийного производства они могут быть разработаны не ранее, чем через 5–7 лет. А стрелочные приборы у нас уже не производятся, поскольку кто-то решил, что это вчерашний день, нужно переходить на жидкокристаллические дисплеи. Хотя они, быть может, и современнее, но для начальных этапов обучения, для небольших самолетов не слишком подходят. На солнце жидкокристаллические дисплеи начинают бликовать, информация на приборной доске не видна. Приборная доска со стрелками надежнее. Теперь их по российской лицензии выпускает Китай, который стал единственным их производителем во всем мире. И европейские страны, и США закупают стрелочные приборы в Китае.
– Если стоимость «Арктура» с падением рубля практически не изменилась, значит, теперь он стал намного привлекательнее по цене, чем импортные самолеты такого же класса?
– Безусловно. До кризиса наш «Арктур» стоил примерно как дорогой импортный джип, а теперь его можно купить намного дешевле. Он стал доступнее. Самолет зарубежного производства обойдется не менее чем в 9–10 млн рублей, в два с лишним раза дороже. А по техническим характеристикам импортные модели практические такие же, как наша. Мы в очередной раз в этом убедились, когда проводили летные испытания «Арктура». Летчик-испытатель из Перми, тестировавший летные качества нашего «Покорителя неба», в итоге заявил, что мы создали очень интересную, хорошую модель, которая может со временем вытеснить с рынка кое-какие зарубежные аналоги. Его слова подтверждает и интерес, который уже проявляют к «Арктуру» покупатели из-за границы.
– Как бы вы оценили потенциал спроса на небольшие самолеты в Пермском крае?
– По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет он резко вырастет. Будет настоящий бум на малые самолеты. Люди уже сегодня готовы их покупать. Простой пример: выставку «Крылья Пармы» посетило 30 тыс. человек. Авиация привлекает все больше заинтересованных взглядов. Еще один пример: недавно в соцсети «ВКонтакте» кто-то разместил объявление, что готовит пилотов. Всего за два дня нашлось 800 желающих освоить эту профессию.
Именно поэтому мы планируем создать учебный центр по подготовке пилотов малой авиации. В 2016 году собираемся набрать первую группу. Эта идея уже нашла поддержку у министра образования Пермского края. Мы надеемся, что на ближайшем совещании нас поддержит и министр транспорта. Если ничего не сорвется, учебный центр будет создан на базе авиационного техникума. Будут выделены ставки для преподавателей. А учащиеся смогут получить по окончании диплом государственного образца.
Кроме того, в ближайшем будущем мы хотели бы создать и собственный аэродром, на котором смогут тренироваться будущие пилоты. Но для реализации этой идеи нам, помимо инвестиций, необходимо решить вопрос с получением земли под строительство. Мы разослали несколько запросов в районные администрации. Если нам выделят участок, то дело пойдет.
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Давайте представим такую ситуацию: десятки людей обзавелись собственными самолетами, получили корочки пилотов. А куда они смогут на них полететь? Ведь, чтобы приземлиться, даже небольшому самолету нужна посадочная полоса…
– Вопрос с взлетно-посадочными полосами без помощи государства не решить. В Пермском крае еще с советских времен сохранилось несколько полос, пригодных к эксплуатации. Но этого количества явно недостаточно, нужно восстанавливать старые и строить новые. Насколько мне известно, сейчас на эти цели выделены федеральные средства. В 2016–2018 году должны появиться новые взлетно-посадочные полосы, пригодные для малых самолетов. Соответственно, будет расти и спрос на них.
– Возможно ли, что владельцы небольших самолетов не смогут ими пользоваться, поскольку не сумеют получить официальное разрешение?
– Этого опасаться не стоит. Почти все воздушное пространство Пермского края относится к категории неконтролируемого. Под большие самолеты отведен лишь участок в радиусе 30 км от аэропорта «Савино». Лишь это пространство занимать нельзя. А всем остальные малые самолеты могут пользоваться в уведомительном порядке. Пилоту достаточно сообщить, куда и когда он летит. Да и это необходимо лишь затем, чтобы самолет можно было оперативно найти, если с ним что-то случится.
– «Арктур» останется самолетом для пикников или ему найдут более серьезное применение?
– Конечно, найдут! Например, в МЧС. Недавно один из сотрудников ведомства заявил, что оно заинтересовано в использовании двухместного самолета в сочетании с беспилотниками. Дело в том, что максимальная дальность полета беспилотных летательных аппаратов, которые сейчас используются МЧС, составляет всего 80 км. Этого недостаточно, чтобы охватить большую зону, например, при мониторинге пожаров. А если подвесить беспилотник к нашему самолету, то он доставит его в нужную точку, отдаленную на большое расстояние, и затем сбросит. После этого пилот сможет диагностировать на предмет лесных пожаров одну территорию, а беспилотник — другую. Это даст возможность охватить в два раза больше пространства и будет намного рентабельнее.
Еще одной сферой применения «Арктура» может стать сельское хозяйство. Сейчас поля опыляют от колорадского жука, удобряют с помощью тракторов. А один малый самолет может заменить при таких работах 20 тракторов Т150. Это даст хорошую экономию.
– К вам уже обращались сельхозпредприятия?
– Пока нет. Чтобы появился широкий спрос на наш самолет, о нем должны узнать. Мы надеемся, что решить эту задачу нам поможет второй «Арктур», который уже готов на 60%. В июле-августе он пройдет летные испытания, и станет нашей первой презентационной моделью.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ