Новости – Общество
Общество
Глаза на кончиках пальцев
Андрей Стариков. Фото из социальной сети «Вконтакте».
Потерявший зрение токарь пишет картины, чтобы показать красоту мира
29 января, 2016 09:25
8 мин
В Перми во Дворце культуры Всероссийского общества слепых открылась выставка работ, выполненных в технике пастели. Закаты и рассветы, полевые цветы и деревенские пейзажи — все это писал инвалид по зрению Андрей Стариков. Он рассказал «Русской планете», почему решил освоить живопись и как ему удается создавать работы, видя перед собой лишь размытые цветные пятна.
В начале 90-х Андрей Стариков работал токарем сперва на заводе по производству авиационных и ракетных двигателей «Пермские моторы», затем — в Пермском научно-исследовательском технологическом институте. Поразительно рано добился успеха в выбранной профессии, уже в 23 года получив самый высокий 6 разряд. Работой был доволен, менять ее не собирался. Взбираться вверх по карьерной лестнице не стремился — считал, что каждый должен заниматься своим делом. На работе пользовался всеобщим уважением, занимался спортом. В семейной жизни тоже все было в порядке — жена, дети. А потом произошла трагедия.
– Помните, как мы жили в девяностые? Запасали продукты впрок, у всех дома стояли мешки с крупой или мукой, — рассказывает корреспонденту РП Андрей Стариков. — Вот и я как-то на санках затаскивал домой мешок с сахаром по лестнице в подъезде. И вдруг веревка лопнула, я потерял равновесие, упал и ударился затылком о ступеньки. Банальная бытовая травма. Но в больнице сказали, что от удара у меня началась атрофия зрительного нерва. Врачи говорили, что через год я ослепну полностью. Но, к счастью, ошиблись — у меня осталось 10% от нормального зрения.
После долгого и безрезультатного лечения молодой мужчина стал инвалидом по зрению. О работе пришлось забыть — нельзя снова встать к станку, когда видишь перед собой не людей или предметы, а размытые цветные пятна.
Сейчас Андрей Стариков гуляет по знакомым маршрутам с наушниками в ушах, слушая любимые аудиокниги, а первые года полтора даже на улицу боялся выходить — не мог сориентироваться. Новой работы найти не сумел. От отчаяния начал пить. Однако потом все же нашел силы взять себя в руки, прошел курс лечения в наркологическом диспансере, и 10 лет назад полностью отказался от спиртного.
– Бросить пить мне помогла поддержка родных. Если бы не они, я бы точно не справился с этим непосильным грузом. С женой мы уже отметили серебряную свадьбу.
Завязав с алкоголем, Андрей Стариков пришел во Всероссийское общество слепых. И познакомившись с его участниками понял: даже полное отсутствие зрения — еще не повод отказаться от полноценной жизни. Его удивило, что незрячие люди могут петь, танцевать, вышивать, вязать, плести из бисера, резать по дереву. Бывшему токарю и самому захотелось последовать их примеру.
– Я познакомился там с людьми, которые не видят с рождения, и даже не знают, что такое белый, черный или красный цвет. Но живут, да еще как! Настолько талантливы, что способны вдохновить любого. Своим творчеством они показывают недугу кукиш.
Андрею Старикову помогло знакомство с пермским художником Мансуром Закировым — слепым Мансуром, как тот себя называл. Бывший токарь пожаловался, что видит, чувствует, ощущает красоту мира вокруг, но не может ее передать, показать остальным. И тогда Мансур посоветовал ему заняться фотографией, чтобы таким способом отобразить свое видение мира.
Бывший токарь начал фотографировать природу. Искал моменты, казавшиеся ему особенно прекрасными, делал много снимков цветов, которые считает живым воплощением красоты мира. Мог неделю приходить на одно и то же место, чтобы дождаться, пока свет упадет так, как он задумал. Затем стал делать портреты людей, и особенно часто — обожаемой внучки. Добиться желаемого результата удавалось не всегда — навести фокус слабовидящему сложно, но когда Андрей Николаевич перешел с пленочного на цифровой фотоаппарат, дело пошло на лад.
Вскоре работами бывшего токаря, которому до сих пор иногда снится токарный станок, заинтересовались в пермском Дворце культуры Всероссийского общества слепых. Предложили организовать выставку. Когда посетители увидели его работы, они просто не могли поверить, что их автор — инвалид по зрению.
Потом были выставки в Пермском университете, в храме Иконы Иверской Божьей матери, в библиотеках. А победы на Ярмарке творчества для незрячих, которая ежегодно проводится в Перми, дали слабовидящему автору возможность представить свои фотографии на выставках в Москве, где он неоднократно занимал призовые места.
Добившись успеха в фотографии, Андрей Николаевич освоил резьбу по дереву — он хотел снова почувствовать себя скульптором, как тогда, когда стоял за токарным станком. Полюбил делать африканские маски, фигуры людей и животных. Со временем хобби превратилось в путь небольшой, но все же ощутимый источник дополнительного дохода.
И все же втайне Андрей Николаевич продолжал завидовать художникам. Ему казалось волшебным их умение переносить красоту окружающего мира на холст собственными руками. И вот однажды на одном из арт-салонов он познакомился с Юлией Казаковой, преподавателем пермского колледжа «Оникс». Она предложила ему, отцу двух взрослых детей и дедушке, освоить основы художественного творчества.
Сейчас Андрей Стариков признается, что сначала не верил, что у него хоть что-то получится. И все же решил попробовать. И первый же пейзаж удался!
– Когда я учился в школе, то по рисованию оценок выше «тройки» не получал, всего один раз мне поставили «четверку». А на некоторых моих рисунках учителя вообще писали «смотрено» — такую «оценку» они изобрели, чтобы очередную двойку мне не ставить и ребенка не обижать. И поэтому я был уверен, что никаких талантов в этой сфере у меня нет.
Андрей Стариков пишет пейзажи пастелью на наждачной бумаге. Фото из личного архива художника
Андрей Стариков пишет пейзажи пастелью на наждачной бумаге. Фото из личного архива художника
Поверив в свои силы, Андрей Николаевич решил остановиться на пастели — эта техника не требует четких линий, что при почти полном отсутствии зрения преимущество неоспоримое. В качестве основы для своих работ выбрал наждачную бумагу — на нее мягкий пигмент цветных пастельных карандашей ложится идеально и не осыпается. Писать решил пейзажи — чтобы они получились выразительным, мелкие детали тоже не принципиальны, их может быть совсем немного. Когда нужно их прорисовать, Андрей Николаевич пользуется мощной электронной лупой. Все остальное рисует руками — ему нравится чувствовать кончиками пальцев, как мягкий мелок соприкасается с шероховатой поверхностью бумаги, на ощупь создавать свой собственный мир. У слабовидящих людей руки постепенно обретают особенную чувствительность — по словам Андрея Николаевича, «вырастают глаза на кончиках пальцев», — и это очень помогает мастеру в его работе.
Больше всего ему нравится передавать цвет, который он чувствует лучше всего. Поэтому и модных черно-белых фотографий он никогда не делал — не понимает, как можно отказаться от таких ярких, выразительных красок окружающего мира.
Сейчас в его портфолио десятки работ, альбом фотографий и картин. Но в то, что он достиг серьезных успехов в живописи, Андрей Николаевич по-прежнему не верит.
– Я не художник, я только учусь. Учусь у близких мне по духу мастеров — Куинджи, Максимилиана Волошина, Рериха, у наших пермских художников — например, у Виктора Кузина и Константина Собакина. На любой выставке, даже детской, нахожу, чему поучиться. Много времени провожу за компьютером, изучая мировую живопись. Хотя, наверное, любой художник все время учится. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно идти вперед, покорять новые вершины, расти вверх. Живопись — это тоже отличный способ развивать и душу, и ум. Японцы вообще считают занятие живописью одной из разновидностей медитации. А мне очень нравится и создавать красоту, и дарить ее другим людям. Когда человек видит ее, он и сам становится немножко чище, лучше.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости