Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Человеколось, чудь и богатырь

Человеколось в чудской деревне. Фото из сообщества игры в соцсети «Вконтакте».
Пермяки создают компьютерную игру по мотивам коми-пермяцкой и мансийской мифологии
Анастасия Сечина
8 августа, 2015 12:18
13 мин
Игра под названием «Человеколось» или «Mooseman», поскольку создатели ориентируются на глобальную аудиторию, заполнена персонажами мифов и сказок. Загадочная и мрачноватая атмосфера погружает игрока в мир людей и духов. Демо-версия игры должна выйти в августе, затем группа разработчиков, объединенная под названием «Мортешка» , планирует поучаствовать с ней на онлайн-фестивале SiliconJam. Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с разработчиками и узнал у эксперта, насколько сюжет игры совпадает с историями мифологии.  
«Человеколось» — это приключенческая компьютерная 2D-игра, действие которой разворачивается в загадочных землях пермской чуди. Аватар игрока — человеколось, персонаж изделий пермского звериного стиля, который и вдохновил авторов на создание игры.
– Особой причины обращения к этим мотивам нет. Кроме той, что нам просто нравится пермский звериный стиль, — объяснил Владимир Белецкий, один из создателей «Человеколося». — А человеколось — уникальный персонаж этого стиля, поэтому выбор аватара был очевиден. Изначально, правда, хотелось, чтобы он был также человекоптицей, но из-за ограничений по ресурсам сосредоточились на одном воплощении.
По сюжету игры, человеколось — это шаман. Одновременно и обычный человек, и сын Зарани и Перы — персонажей коми-пермяцкой сказки. В игре он совершает духовное путешествие по слоям мироздания: нижнему, среднему и верхнему. «Вам предстоит посетить леса нижнего мира, пройти через мир живых, подняться по горному хребту ящера к верхнему миру, там превратиться в воду, чтобы туманом снова спуститься на землю», — рассказывают о сюжете игры разработчики.
Изначально энтузиасты «Мортешки» планировали создать небольшую игрушку за майские праздники. Но начали изучать мифологическую литературу, и так увлеклись, что вышли за пределы своих задумок.
– Тогда сами мифы стали диктовать нам истории, которые разворачиваются в игре. Человеколось не только путешествует по трем элементам мироздания, как планировалось, он встречает различных духов, про которых есть мифы.
Справляться с этими духами и иными препятствиями, и есть задача персонажа. В отличие от большинства подобных игр, здесь он не может ни стрелять, ни драться, ни прыгать. Не будет также «инвентаря», который нужно собрать и затем использовать. Одолевать духов шаману предстоит либо смекалкой — изучив поведение духа, либо обманом, либо «шаманской хитростью» — с помощью своей способности перемещаться из мира людей в мир духов и обратно.
– Например, представим, что некий дух в мире людей является всего лишь неоживленным и неподъемным камнем, — объясняется механика игры на странице в социальной сети. — Однако в мире духов — это существо, которое боится Человеколося. Далее нашему герою нужно забраться на скалу. Но она так высоко, что не помешал бы какой-нибудь склон… Я думаю, вы понимаете, что нужно делать.
По ходу своего духовного путешествия, Человеколосю предстоит преодолеть смоляное болото, где души злых людей вечно вязнут в черной жиже, не в силах достигнуть железной горы духов. Он побывает в чудской деревне и поможет ее жителям. Встретится с персонажем коми-пермяцкого национального эпоса Кудым-ошем — легендарным богатырем и жрецом, наделенным сверхъестественной силой.
Часть мифов фигурирует в игре как декорация — где-то на заднем фоне, рассказал Владимир Белецкий:
– Многие игроки, скорее всего, и не догадаются, что это связано с мифологией, будут думать, что это просто декоративные элементы. Но мы стараемся, чтобы в игре все имело какое-то значение.
Так, для фона использовано одно из преданий «Мифологии загробного мира» Павла Лимерова: «Карликовая чудь однажды нашла серп, ходила вокруг него, смотрела и решила потрогать. Затем стала поднимать и уронила. Серп, падая, прошелся по горлу чудскому и напрочь отрезал ему голову. Из утробы выскочили гады и устремились в разные стороны: кто в реку угодил — стал водяным; кто в лес — лешим; кто заполз под валежину — ящерицей». Так, по преданию, и образовался нижний мир.
– В игре будет лежать отрубленная голова, а тело Чуда будет переходом в следующую локацию, — объясняет Владимир.
Мотивы пермского звериного стиля, коми-пермяцкие и мансийские легенды и мифы вплетаются в игру самым причудливым образом. Где-то заимствуется реальный миф, а где-то разработчики сами становятся мифотворцами.
– Это все-таки игра, а не исследование. Перед нами не стоит задача полной достоверности, — говорит Владимир. — Игра должна быть в первую очередь интересна, поэтому первым делом мы придумываем загадки и цепочки действий, а уже потом под них подбираем одежку из мифологии или придумывается что-то свое.
Работа над пост-медвежьим уровнем. Фото предоставлено группой «Мортешка»
Работа над пост-медвежьим уровнем. Фото предоставлено группой «Мортешка»
По использованным элементам «Человеколось» эклектичен. Разработчики использовали сказки, мифы, легенды, произведения Домнина, «Мифологию загробного мира» Лимерова и собственную фантазию. Ее же пришлось подключать при создании звукового ряда. За музыку и звуки отвечает второй разработчик — Михаил Швачко. Он подбирал и писал треки, вдохновляясь образами уже созданных игровых уровней.
– Просто включал народные песни, что-то под них наигрывал, записывал. Некоторые треки — это переложение коми-пермяцких народных песен. Некоторые написаны в попытке им подражать, — рассказал Михаил. — В одном треке использованы сэмплы народных инструментов коми из выступления коллектива «Зарни Ань» Михаила Бурдина, но мы пока не получили разрешения на их использование, поэтому не ясно, будут ли они в финальной версии.
И визуальный, и звуковой ряд, и задумка в целом снискали разные отзывы в сети. Есть и недоуменные, но больше позитивных. «Проект удивительный, с русской душой, с неповторимой атмосферой», — пишет один из пользователей социальной сети «Вконтакте». «Очень аутентично!» — добавляет другой.
Положительно задумку оценили не только геймеры.
– Я равнодушна к компьютерным играм, но то, что я увидела у этих ребят, мне показалось симпатичным. Выбранная ими условность и минимализм очень хорошо соответствуют эстетике пермского звериного стиля, — прокомментировала «Русской планете» фольклорист-полевик, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ и сотрудник лаборатории культурной и визуальной антропологии Светлана Королева.
Она согласна с тем, что игре необязательно быть на сто процентов достоверной с исторической и мифологической точек зрения. Передать дух, стиль и эстетику выбранной темы разработчикам, по ее мнению, удалось. К тому же, считает эксперт, они имели право на собственные интерпретации мифологических образов.
– Те же предметы пермского звериного стиля — да, они завораживают. Но «немые». Они не могут точно и подробно рассказать о тех мифологических поверьях, которые стоят за ними. Есть много интерпретаций — например, у Любови Грибовой, Владимира Оборина, но это тоже лишь интерпретации, пусть и научные. Разработчики игры могли создать свою версию.
По мнению Светланы Королевой, очень правильно, что разработчики вдохновлялись также и сюжетами мансийской мифологии.
– Во-первых, она более колоритна, экзотична и интересна — в том смысле, что гораздо меньше похожа на русскую, — говорит эксперт. — Во-вторых, это исторически оправдано. Ведь есть две точки зрения относительно происхождения пермского звериного стиля. Кто-то считает, что эти культовые предметы создавались дальними предками коми-пермяков, а кто-то — что угорскими народами, предками современных хантов и манси. В советское время возобладала первая точка зрения, но сегодня в археологии восстанавливается альтернативный подход к этому вопросу.
Солнечная локация. Фото предоставлено группой «Мортешка»
Солнечная локация. Фото предоставлено группой «Мортешка»
Сама Светлана Королева как раз склоняется ко второй версии. Во-первых, потому что свое начало культовая металлическая пластика берет в VII веке до нашей эры, а предки коми-пермяков, как установили антропологи, пришли на пермские земли значительно позднее — лишь в XI–XII веках нашей эры. Во-вторых, характер культовых изображений говорит о том, что пермский звериный стиль создан носителями шаманской культуры. Она характерна как раз для хантов и манси, но довольно проблематично найти ее отголоски в культуре коми-пермяков.
Получается, что главный персонаж игры — шаман, скорее, мансийский. А проходит он по землям чуди. Могло ли такое быть? Почему бы и нет. Возможно, чисто случайно разработчики воссоздали вполне допустимую ситуацию. Чудь (от праславянского слова «чужой») — это, судя по всему, коми-пермяки и есть. Придя на территорию современного Пермского края, они встретились тут с угорскими племенами (у которых как раз и были шаманы). А чудью — то есть «чужим народом» — их назвали русские, пришедшие на пермские земли немного позднее, в XIV веке. Между прочим, коми-пермяки отчасти восприняли это представление о себе как о «чудском народе», и в некоторых районах Коми-Пермяцкого округа на Троицкую субботу до сих пор поминают чудь как своих предков.
Что до предания из книги Лимерова про карликовую чудь, не сумевшую совладать с серпом, то здесь, поясняет Светлана Королева, находит отражение склонность пришлого народа мифологизировать своих предшественников:
– В мифологии известно множество примеров, когда тем народам, которые жили на какой-то территории раньше, приписываются прямо-таки фантастические черты. К примеру, они описываются как великаны или, наоборот, как карликовые человечки. В соответствии с этим мифологизированным представлением, представители пермской чуди были настолько маленькими, что серпа поднять не могли, а колосья жали, протыкая шилом.
Контакты же коми-пермяцкой «чуди» и предков манси были довольно тесными, это достоверный факт.
– Кстати, именно такую картину рисует в своем романе «Чердынь — княгиня гор» писатель Алексей Иванов, показывая контакты манси-вогулов с коми-пермяками в XV веке. Кто читал эту книгу, помнит, что там даже святищиле у них общее, — напоминает Светлана Королёва. — Поэтому в каком-то смысле встреча чуди с Человеколосём — вполне возможна...
По мнению фольклориста, если говорить о коми-пермяцкой мифологии в чистом виде, то она для создания загадочной и мистической игры подходит немного меньше. В ней есть представления о колдунах, развит пласт сюжетов, связанных с лешим, интересная водная мифология, красивые мифологические образы различных природных явлений.
– Например, радуга — это по коми-пермяцки небесный бык, — поясняет фольклорист. — То есть радуга — это большой бык, живущий у бога, который наклонился к реке попить воды. Красивый образ, но он другой совсем по характеру, по настроению... Может, поэтому коми-пермяцкую мифологию реже используют, когда надо создать что-то мрачное, загадочное, таинственное?
К тому же, по словам Светланы Королевой, коми-пермяцкие мифы начали интенсивно фиксировать сравнительно поздно, с середины XIX века, когда уже состоялась христианизация коми-пермяков, когда они уже находились под большим влиянием русской культуры.
– Коми-пермяцкие мифологические представления испытали большое влияние восточнославянского фольклора, хотя и сохранили свою национальную специфику. Чаще всего это микс, который разделить уже очень сложно, — говорит эксперт. — И самое главное, там почти нет того заряда архаики, того отпечатка безумной древности, которая завораживает современного человека в пермском зверином стиле. Мифология коми-пермяцкая, которую мы знаем, — это мифология земледельцев, пусть и сохраняющих тесную связь с лесом. Поэтому, кстати, Человеколось никак не может быть сыном силача Перы и дочери солнца Зарани. Во-первых, потому что история женитьбы Перы на Зарани вообще, по-видимому, не фольклорная, это литературная сказка, созданная талантливым коми-пермяцким писателем и собирателем фольклора Василием Климовым. В устной традиции, насколько мне известно, этот сюжет не фиксировался. А сам Пера, конечно, герой аутентичный, но гораздо более поздний. По преданиям, он «современник» Ивана Грозного и рода Строгановых, которые получили во владение от московского царя земли по Каме и Чусовой... Это во всех смыслах уже совсем другая история!..
Тем, кто все же хочет познакомиться с коми-пермяцкими поверьями поближе, Светлана Королева рекомендует книгу пермского этнографа Татьяны Голевой «Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков». 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ