Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Они должны поставить власти ультиматум»

Марат Гельман с сыном Егором / Анастасия Борохова
Арт-технолог Марат Гельман из черногорского далека дает советы, как сохранить Теодора Курентзиса и другие прижившиеся в городе культурные явления прошлой властной эпохи
Полина Малаева
7 октября, 2014 21:35
13 мин
С 2008 года, когда в здании заброшенного Речного вокзала открылась выставка «Русское бедное», и до сих пор в Пермском крае одной из центральных местных тем является культура. Со времен культурной интервенции, организованной Маратом Гельманом, разговор о пермском искусстве — это больше чем просто разговор об искусстве. Он включает и споры о политике (тем более что политики в этом культурном проекте было много), и рассуждения об экономике (тема финансирования) и обществе (что-то такое про диалог поколений). После отставки губернатора Олега Чиркунова, в команде которого работал арт-менеджер Гельман, изменилось многое. Правительство нового главы региона Виктора Басаргина свернуло практически все проекты предыдущего министерства культуры. И оказалось, что споров о культуре стало едва ли не больше. «Русская планета» поговорила с тем, кто все начал.
– Не секрет, что в Перми сейчас свернули все культурные начинания Олега Чиркунова. На фестивали, музеи и театры денег выделяется все меньше. Зато увеличиваются статьи расходов, связанные с информподдержкой губернатора и патриотическим воспитанием. Как вы считаете, зачем новые краевые власти убивают все, что было до? Ведь Басаргин говорил о том, что достижения предшественника обнулять не будет.
– Чиркунов понимал, зачем ему нужен культурный проект. Он был для него частью большой программы. Может быть, получилось не так, как он планировал, но у него была стратегия, в которой культура и образование должны были перевести город в XXI век, удержать пассионарную часть горожан. Басаргин, придя во власть, даже не встретился с Олегом, не спросил его, зачем все это. А сам он по своему невежеству понять не смог, и поэтому его обещания надо рассматривать не как осмысленное заявление, а как нежелание резких изменений. То есть он считал риски при закрытии проектов слишком высокими.
Потом мое увольнение было инициировано из Кремля. Краевые власти его выполнили, не считаясь с собственными интересами. Начались все эти публикации про конец культурной революции, и у них появилась концепция: оставим все как есть, но без Гельмана. То самое «возьмем все хорошее». Тут оказалось, что они просто не умеют. Все-таки [министры культуры последних лет правления Олега Чиркунова Борис] Мильграм и [Николай] Новичков были на порядок профессиональней и эффективней как чиновники.
Дальше федеральный тренд. Модернизация уже не в повестке дня ни в экономике, ни в территориальном развитии. Вообще после «КрымНаш» единственная разумная стратегия в России — это минимизация издержек. Сжаться. А культурный проект не сохранишь, он должен либо развиваться, либо сворачиваться. Так что значительная часть вины за сворачивание проекта на федеральной власти.
– То есть крымские события стал точкой невозврата пермской культурной революции? И нам в ближайшее время ничего подобного не светит? Это связано с тем, что денег нет или с идеологическим прессингом?
– Дело в том, что люди искусства, ну те которые могут сделать что-то яркое и настоящее, они всегда действуют с мыслью о перспективе. Отняли перспективу — и исчез мотив. Разговоры о том, что в Пермь приезжали из-за бюджетного финансирования — чепуха. Была перспектива, большой проект, в котором можно участвовать и через который развиваться. Вот мне [музыкальный продюсер Александр] Чепарухин признался, что он из-за материальной ситуации согласился участвовать в последних «Белых Ночах», но убеждать музыкантов было невероятно трудно. Ведь художник движим своими мотивами, и в Перми эпохи культурной революции нам удалось объединить интересы города, власти, художников.
– Не совсем поняла: музыкантов было трудно убеждать из-за того, что фестиваль сходит на нет, или из-за того, что бюджет у него мал и им мало заплатят за их работу?
– Из-за того, что участие в фестивале перестало быть важным для их творческой карьеры. В насыщенной культурной среде каждое событие может стать шагом к успеху. Столица — это место, в котором делаются биографии. Если пермский проект — часть истории культуры, как и «Дягилевские сезоны», то все, что происходит в рамках проекта, сверхважно. Если мой черногорский проект впишется в искусство русского зарубежья, вслед за Парижем, Берлином, Лондоном, будет важно то, что происходит здесь. И будут стремиться сюда.
Ну вот Теодор Курентзис, несмотря на сворачивание и «КрымНаш», все еще работает в Перми, правда, и его не устраивает нынешняя культурная политика. Как думаете, он останется после своего громкого заявления?
– Я не готов за Теодора размышлять. Для меня пермский проект был важным, и, если бы они меня не уволили, а атмосфера все ухудшалась бы, мне было бы мучительно тяжело уходить. Сейчас я иногда даже благодарю Кремль за такое быстрое решение, которое я сам все равно должен был бы принять, но сделал бы это с гораздо большими издержками.
Конечно, мне хотелось бы, чтобы мой пермский период стал началом яркого периода в жизни города. Но сегодня общероссийский контекст настолько тяжелый и подавляющий, что советовать можно только одно: заниматься подспудной работой, получать новые компетенции, в том числе и за границей, и ждать.
– У вас прозвучала фраза, что пермский культурный проект должен был удержать пассионарную часть горожан. А в итоге многие из них разъехались. Хотя бы ваших же хороших знакомых, соратников вспомним — журналиста Ивана Колпакова, драматурга Любовь Мульменко. Художник Антон Семакин вроде собирается переезжать. А, может, не будь вашего проекта, жили бы они сейчас в родном городе?
– Может, они вернутся с новыми компетенциями. Гораздо более мощными, чем сейчас.
– Что вы думаете по поводу ситуации с музеем «Пермь-36»? Можно ли считать, что история музея закончилась? Почему даже в администрации президента говорили о том, что нам необходимо помнить о политических репрессиях, а краевые власти проводят реорганизацию музея, отстраняя от работы его создателей? Хотят быть святее Папы Римского?
– В администрации президента цинично и подло разводят вас всех. Они поняли, что Басаргин готов безропотно принимать на себя весь негатив. Можешь быть абсолютно уверена, что все это их игра. Басаргин здесь просто беспринципный исполнитель.
– То есть, у музея нет шансов?
– Шанс есть. Любое решение может быть отменено под давлением обстоятельств. Только я не видел этих обстоятельств. Конечно, удивительно, что пермское общество не встало на защиту уникального музея политических репрессий. Он реально стоит в одном ряду с PERMM, мощнейший проект мирового уровня. Потом Курентзис, потом «Белые Ночи» и потом «Флаэртиана». То есть эти пять проектов надо сохранить до лучших времен, и тогда будет с чего начинать пермское возрождение. Они должны поставить власти ультиматум: один за всех, и все за одного.
Но важно понимать, что администрация президента играет, и на роль отрицательного персонажа назначила пермскую власть. Те согласны играть эту гнусную роль. Не знаю, почему. Лишены достоинства напрочь?
– Мне кажется, вам в свое время было проще: власти лояльнее относились к современному искусству, на пермский культурный проект выделялись деньги. А сейчас прессинг и политический, и экономический. Да еще и деньги нужны, чтобы решить основные проблемы с галереей, зоопарком, а денег-то мало. Что в такой ситуации делать краевым властям?
– Честно? Мне кажется, что сейчас такой момент в истории страны, когда быть во власти — это позор. Я думаю, что момент пройдет года за два. Но сегодня у меня есть только один совет — стоять на своем и пусть увольняют.
– Но ведь самоустраниться — это всегда самый простой выход. А кто же тогда будет управлять регионом?
– Чем раньше наступит коллапс путинской системы, тем лучше. Только не надо проводить аналогии с революцией — это разные вещи.
– А что такое коллапс путинской системы?
– Невозможность продолжения этой политики. Экономическая и политическая. Что касаемо конкретного сюжета, не берусь предсказывать.
– То есть сейчас нужно максимально воспрепятствовать продолжению этой политики?
– Ну я вот решил, что бороться не буду. Отойду. Мне кажется, что они сами в суицидальном порыве себя похоронят.
– А что сейчас с проектом «Культурный альянс», который вы начинали при поддержке властей? Этот проект заморожен или перешел в международную стадию?
– «Культурный альянс» — это проект модернизации жизни городов через культуру. У него есть своя философия, своя методология и практика. Да, начиналось все в очень плотном сотрудничестве с властью. Помните, большое правительство Медведева, членом которого я был? С одной стороны, это была попытка сделать альтернативу неуспешной работы комиссии по децентрализации, с другой — перенос опыта Перми в другие города. После того как я перестал сотрудничать с властью, я еще год консультировал некоторые субъекты федерации, но, так как все процессы, связанные с модернизацией, свернуты, то и эта деятельность сошла на нет. Правительство попыталось, в свою очередь, реализовать проект без меня. Но там все очень плохо с людьми, которые могут что-то делать. В результате появился смешной проект [Государственного центра современного искусства] ДНК (в Калуге, под Екатеринбургом и на острове Русский). Я к нему отношусь очень скептически.
Что же касается идеологии и методологии, то да, я надеюсь применить свое понимание и умение в Черногории. Это непросто. Самый маленький город до этого, для которого мы разрабатывали концепты — это Тверь, где проживает полмиллиона человек. В Черногории города, где живут 10-20 тысяч жителей. Да, в туристический сезон их становится на порядок больше. Туристы могут сделать проект более рентабельным, но в меньшей степени создают аудиторию. Вообще, если говорить о личной стратегии, то Черногория должна дать мне новый опыт работы с малыми городами. Это было, кстати, слабым местом «Культурного альянса!. Мы понимали, как все происходит в миллионниках, и малые города игнорировали. Так что вполне возможно, когда в России наладится, я получу в Черногории недостающие знания.
– А вы не жалеете сейчас, что, творя культурную революцию, основную ставку сделали на современное искусство? Может, стоило помягче начинать? С чего-нибудь более привычного населению?
– Ну вот сейчас в Черногории я по-другому действую. Ну, может потому, что все-таки другая страна. Но все равно понимаю, и понимают это мои заказчики, что только современное искусство дает реальные изменения. Но вообще, безусловно, я учитываю и положительный, и отрицательный опыт Перми. Дело в том, что когда я приехал в Пермь, у меня не было никаких других задач, кроме художественных. Сделать музей современного искусства. Никакие другие цели мне были не интересны. Это потом начала разворачиваться история более масштабная, из которой я вышел с новыми идеями новым умением и новыми амбициями. То есть Гельман, пришедший в 2008 году в Пермь, это человек, который только современным искусством мог и хотел заниматься. И предлагать ему «что-нибудь привычное населению» невозможно.
Вы выразили мнение, что в России скоро все наладится, то есть ваш отъезд в Черногорию нельзя назвать эмиграцией?
– Нет, конечно. Проект, я думаю, будет нуждаться в моем личном участии года четыре. Потом, надеюсь, в России ситуация изменится, и я вернусь. Считай, что просто получил контракт. Даже галерея в Москве в каком-то виде сохранится.
– А в России у вас остались проекты? И про Берлин хотелось бы еще вспомнить, как там дела?
– Если здесь проект будет принят, тот все остальные проекты будут работать на него. Берлин и Москва станут основными донорами для Черногории.
– А насколько Черногория Европа? И где комфортнее работать: там, в Западной Европе, в Москве или в Перми? И где выгоднее?
– Ну, я комфорта не ищу, как известно. Черногория — удивительная страна. Климат идеальный, открытые к новому люди. Город, в котором я живу, Будва, фактически русский. Здесь 15 тысяч черногорцев и 30 тысяч квартир куплено русскими. На берегу моря и у подножия горы. Его можно сделать центром русского зарубежья. И, если ситуация в России будет без изменений, так и произойдет. Для людей искусства важно еще, что жизнь здесь дешевая.
 – А с Пермью вы окончательно завязали или допускаете возможность, что можете вернуться? У вас ведь жена пермячка, наверняка ведь будете приезжать?
– Посмотрим. Как бы то ни было, у меня нет ни капли отторжения по поводу города и горожан. Но я считаю, что и для вас, и для меня хорошо какое-то время наблюдать за происходящим с дистанции.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ