Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Задача курса православия — научить реагировать на укол совести»

Андрей Кураев. Фото: Павел Смертин / ТАСС
Андрей Кураев о запрещенном искусстве, Иосифе Сталине и преподавании православия в школе
Владимир Соколов
23 апреля, 2015 09:04
11 мин
«Русская планета» поговорила с  Андреем Кураевым — религиозным и общественным деятелем, старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, писателем, богословом, философом.
– В одном из интервью вы говорили, что демонстрация оскорбленных религиозных чувств церковью — это нечто новое, что активно насаждается сейчас, и каждая победа на этом поприще будет способствовать росту Левиафана внутри самой церкви. Значит ли это, что церковь никак не должна реагировать в подобных ситуациях?
– Я бы очень хотел, чтобы состоялась нормальная внутрицерковная дискуссия о том, как реагировать, когда люди противостоят нам.
Одно дело, если мне показалось, что меня оскорбляют. Как минимум, надо встретиться и выяснить, так ли это. Есть великие слова последнего великого советского философа Мераба Мамардашвили, который сказал: «Не враг рождает подозрительность, а подозрения рождают врага». Если у меня есть установка всюду видеть врагов, эта установка услужливо подберет мне аргументы. Поэтому первая реакция церкви должна быть чисто аскетической — как мне навести порядок в себе самой? Если во мне возбудились не самые светлые и хорошие чувства — это вопросы моей личной внутренней гигиены. Я должен привести себя в спокойное состояние, и это не зависит от того, кто мой обидчик. Я не могу ставить вопрос собственного спасения в зависимость от того, кто является моим соседом.
Однажды на суд Тиберию принесли донос, в котором говорилось об оскорблении богохульником какого-то бога. Тиберий ответил: с оскорблением богов пусть разбираются сами боги. Это ответ подлинно религиозного человека.
Совсем другое дело, когда идет оскорбление святыни, а не носителей веры, официальных дилеров. Это серьезное пространство для дискуссий.
– Пермские антисталинисты выступили против размещения в Перми билбордов со Сталиным. В своем обращении они апеллируют все к тому же оскорблению чувств верующих, имея в виду гонения на церковь в советские времена. Как вы смотрите на использование этой формулировки в таком контексте?
– Это лишний раз доказывает то, что это крайне неудачный закон и крайне неудачная формулировка. Кому принадлежит право определять, оскорблены чувства верующих или нет? Должны ли антисталинисты получать соответствующую справку в епархии о том, что их чувства праведны и их оскорбили? Все-таки каждый сам отвечает за свои чувства.
– А к десталинизации как вы относитесь?
– В хрущевские годы десталинизация была одномерной — вычеркнуть и забыть. Как в сталинские времена не понравившихся Сталину людей замазывали на исторических фотографиях, так в хрущевские годы старались убрать Сталина со страниц истории. Это тоже было неверно. И я помню, что в брежневские времена ветераны были рады тому,  что Сталин стал появляться в фильмах про войну, причем не в качестве карикатурного персонажа.
Тем не менее, десталинизация и при Брежневе, и при Хрущеве шла очень поверхностно. Критика культа личности Сталина была лишь формой ухода от более серьезных вопросов. Все сводилось к обсуждению личных качеств одного человека вместо обсуждения системного кризиса советского общества, в том числе кризиса, который выразился в допущении массовых репрессий, а не только в брежневском отставании в экономике и в науке. Увы, и сейчас государственное телевидение не желает поднимать тему о врожденных уродствах советской системы. Напротив, сплошь и рядом передачи о том, что никакая другая политическая система не справилась бы с тем кризисом, в котором мы оказались в годы Великой Отечественной войны.
– Что вы думаете о вмешательстве церкви в дела государства?
– Мне трудно на такие вопросы отвечать, потому что это вкусовщина. В моей жизни это почти каждую неделю происходит. Звонят журналисты, просят прокомментировать новость, которую я узнаю от них только сейчас. Вечером смотрю, на каком-то сайте выходит: "Русская церковь призывает...". Я — это не голос русской церкви, я ни к чему не призывал и вообще, кто кому позвонил, извините!
Я убежден, что и с другими то же самое. Тому же Чаплину звонят, просят высказаться, а потом публикуют это как позицию церкви. Если человек в рясе, это не значит, что он не имеет права на личную позицию по нецерковному вопросу и на выражение этой позиции публично. Это касается и патриарха, и людей из его окружения. Они имеют право не только отвечать на вопросы, но и предлагать повестку дня для дискуссий. Недавно патриарх Кирилл совершенно справедливо поддержал законопроект, по которому проведение абортов исключается из числа медицинских услуг, которые оказываются за счет бюджета. Бюджет должен поддерживать рост населения, а не его уменьшение.
– А если говорить о другом уровне вмешательства? Роскосмос освящает ракеты. В Перми не так давно был освящен Театр кукол. То и дело освящают места, где часто случаются ДТП.
– Церковь отвечает на просьбы. Просят освятить — пожалуйста. Второе — если бы на проблемном месте дороги останавливались все машины и водителей кропили водой, это было бы ненормально. А когда это было сделано без нарушения обычного трафика... Конечно, это ни в коем случае не должно снижать усилий соответствующих инстанций, направленных в сторону увеличения безопасности. Но если, кроме этой будничной работы, будет еще приглашен и священник, я не вижу тут проблем. И, тем более, это не проблема для атеистов, потому что для них все религиозные обряды просто бессмысленны.
Освящение стартовой площадки космодрома «Байконур». Фото: Сергей Ильницкий / ЕРА / ТАСС
Освящение стартовой площадки космодрома «Байконур». Фото: Сергей Ильницкий / ЕРА / ТАСС
– А если церковь пытается реально помогать решать светские задачи? Так, в одном из районов Пермского края священников привлекает Служба судебных приставов. Они помогают взыскивать долги, проводя с должниками душеспасительные беседы.
– Если известно, что должник крещенный и православный, почему бы с ним не поговорить? Тем более речь, скорее всего, идет не о взыскании задолженности перед банком, а об алиментах. Если человек вспомнит о своем ребенке, который не виноват в том, что родители поругались, слава богу.
– Преподавание истории православия в школе — это верный путь?  
– Во-первых, этот курс совершенно не ставит перед собой задачи воспитания паствы. Задача этого курса совершенно другая — привить подросткам младшего возраста навыки нравственного самоанализа, то есть научить их реагировать не только на боль в пальчике, но и на укол совести... Педагогов для этого курса готовит не епархия, а Министерство образования. И его критерий успешности преподавателя  — это не статистика посещаемости соседнего храма. Главный критерий — отсутствие в классе и в школе конфликтов между представителями разных национальностей и конфессий.
– Но в основном в школах сейчас преподается либо история православия, либо курс светской этики. Получается, у мусульман, буддистов, иудеев нет выбора.
– Курс содержит шесть модулей, в том числе, курс исламской культуры. Поэтому вопрос, скорее, в управлении образованием в каждой конкретной школе и в финансах.
У нас оплата труда педагога идет по количеству душ. Учитель провел урок, если в классе было 20 детей, он получит одни деньги, а если четыре человека, то в пять раз меньше, хотя потратит то же рабочее время. Поэтому учителя экономически не заинтересованы разделять классы на конфессиональные группы. И этот вопрос надо решать.
Я бы предложил финансирование таких уроков фондами соответствующих конфессий. Есть, например, мусульманский фонд в крае, ему надо договариваться с Министерством образования и оплачивать педагогам их труд. Есть регионы, где православных детей меньшинство, и преподаватель может не захотеть с ними работать. Дополнительное финансирование и там может решить этот вопрос.
Ученики на уроке религиоведения в школе. Фото: Александра Мудрац / ТАСС
Ученики на уроке религиоведения в школе. Фото: Александра Мудрац / ТАСС
– Есть, по-вашему, какой-то вариант преподавания истории религии безотносительно конфессиональной специфики?
– Есть, но в более старшем возрасте. В четвертом классе такой курс проводить рано. В десятом — пожалуйста.
Надо освоить сначала свою родную культуру, свой родной язык, а потом уже переходить к лингвистике и сравнивать свой язык с другими. Поэтому, в школе есть, например, курс родной истории, а есть курс всемирной истории.
– Еще об отношениях церкви и прихожан. Если преподавание истории православия прихожанами поддерживается, то другая реалия современной религиозной жизни вызывает у многих отторжение. Речь о денежном вознаграждении за часть услуг, оказываемых церковью. Не настанут ли времена, когда все в церкви будет за деньги?
– Православие — это традиция. Сейчас православие даже более традиционалистское, чем было несколько столетий назад. И никогда в православии не было традиции платить за причастие. Деньги платятся только за однократные требы — те, которые совершаются раз в жизни: крещение, венчание, отпевание. Исповедь и причастие бесплатно.
– А соборование?
– Соборование, это, простите, чистый бизнес. То, что когда-то можно было счесть таинством, с недавних пор стало доходным бизнесом. Сначала это делалось только в Великий пост, потом во все посты. Сначала раз за пост, потом раз в неделю стали соборовать. Вот такие действия оскорбляют мои религиозные чувства.
– И не только ваши. Церковь сегодня нередко сталкивается с осуждением в свой адрес.
– Мы не в апостольское время живем. Апостолам было легче, потому что в них было тождество жизни и слова, что крайне редко встречается у морализаторов-проповедников, публицистов, политиков. Тождество того, что ты говоришь, к чему призываешь людей и того, что ты сам реализуешь в своей жизни.
Знаете, по Иосифу Бродскому «Сказал мне старый раб возле таверны...». Этот старый раб встречается с Петром или Павлом и видит первого христианина в своей жизни, бэкграунда нет, поэтому следует прямая реакция на христианскую апостольскую весть. А когда сегодня пьяный раб «встречает возле таверны» христианского проповедника, то возникает много ассоциаций, накопившихся за 20 веков. «Вы такие-сякие, в вашей истории было то да се, что вы от меня хотите? На самом деле, у вас институт власти. У вас только деньги на уме. Вы хотите меня поработить». Сегодня приходится вытаскивать представление людей о церкви из минуса. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ