Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Бог в помощь! Куришь?»

Фото: Иван Козлов
 

Корреспондент «Русской планеты» три дня подряд чистил снег в главном православном монастыре Урала

Иван Козлов
30 января, 2015 16:22
11 мин
Со дня своего основания в 1890 году Белогорский монастырь пережил всякое: и разорительное нашествие большевиков, и открытие на своей территории лагеря для репрессированных, и серьезный пожар в восьмидесятом году, из-за которого монументальный Крестовоздвиженский собор лишился своих куполов. Восстановительные работы начались только спустя восемь лет. Теперь же длительная реставрация фактически завершилась, и Белогорье выглядит в точности как в дореволюционный период. Сегодня Белогорский монастырь — одна из главных туристических достопримечательностей Урала. Однако туристы редко выходят за рамки недолгой пешей прогулки по территории и посещения храма — монастырская жизнь остается за пределами их внимания. Корреспондент «Русской Планеты» провел в Белогорье несколько дней, чтобы понять, чем Уральский Афон живет сегодня.
%FOTO%
Для паломников, желающих провести в монастыре непродолжительное время, в Белогорском монастыре существует «гостевой» режим — их просто селят в свободные кельи. В разумных пределах, конечно — если человек задерживается дольше, чем на несколько дней, то его привлекают к ежедневной монастырской работе.
В моем случае келья оказывается просторным залом на одиннадцать спальных мест. Кроме кроватей (явно самодельных, из грубо сколоченных досок), пары складных столов и нескольких стульев в ней ничего нет. Келья в моем полном распоряжении, потому что других паломников сейчас нет.
В девять утра меня будит комендант по имени Валентин. От него я узнаю, что обитатели Белогорья, вообще-то, просыпаются в семь, но мне как гостю это делать не обязательно, хотя тогда я пропускаю восьмичасовую трапезу. Точно также мне не обязательно трудиться, поэтому комендант ещё раз уточняет, нужно ли мне рабочее задание, и только затем посылает на помощь труднику Матвею — расчищать главную тропинку, ведущую от храма к автостоянке.
Трудники — это люди, которые работают, как здесь принято говорить, «во славу Божию», получая еду и кров, но, в отличие от послушников, не планируют становиться монахами. Трудники приходят и уходят, когда им вздумается — в разное время в монастыре их насчитывается  от двадцати до двадцати пяти человек. Монахов при этом всего девять.
Матвей живет в монастыре с ноября, на большинство выходных уезжая к родным в ближайший городок.
– Вот этого сугроба здесь еще вчера не было, — говорит Матвей, показывая на полуметровый бархан, похоронивший под собой широкую мраморную лестницу, ведущую к храму.
Белогорский монастырь находится на горе высотой 450 метров, посреди лесов и полян, и постоянный пронизывающий ветер доставляет здешним обитателям множество неудобств. Одно из главных — постоянные снежные заносы; зимой большую часть сил приходится бросать на расчистку территории. Трактор в монастыре один, и с массой возложенных на него задач справляется не вполне.
К полудню стоянка около монастыря постепенно наполняется автомобилями. Прямого автобусного сообщения тут нет — автобус ходит только до деревни, которая находится в двенадцати километрах от Белой Горы. Такси есть, но его приходится специально вызывать из райцентра и ждать до нескольких часов. Так что основная часть посетителей Белогорья — автомобилисты или организованные экскурсанты.
Первыми посетителями за день стала семейная пара с маленькой дочкой.
– А я знаю, что там все золотое! Туда заходишь — и там прямо все-все из золота, да, мама? Все сделано из золота и сверкает!
Девочке, видимо, впервые предстояло побывать в храме. Хотя алтарь там действительно сияет как золотой.
Вслед за ними прибывают три пожилые женщины. Одна из них запутывается в сугробе и падает в мягкий снег.
– Извините, — говорю я. — Не успеваю расчищать, заносит моментально.
– Ничего-ничего, — восклицает одна из женщин, подбадривая упавшую. — Дорога к храму такой и должна быть. А ты как думала? Поваляйся-ка по земле сначала.
Заработавшись, опаздываю на дневную трапезу. Всего на минуту, но этого достаточно — двери в трапезную для братии закрываются. Так что возвращаюсь через полчаса, чтобы поесть в одиночестве, и случайно сажусь за стол, предназначенный для батюшек. Хотя надо отдать должное — никакой разницы в еде для тех и других нет, разве что батюшкам полагается хорошая чайная заварка в кофе-прессе.
После обеда — снова работа, а затем, в пять часов, служба в храме. Зимой на вечернюю службу сюда приходят считанные единицы прихожан, поэтому участвует в ней в основном монастырская братия. Уже в храме я выясняю, что сегодня — канун дня Серафима Саровского, довольно значимого праздника. Поэтому служба тоже будет особая.
Первым делом батюшка спрашивает у собравшихся, какой психический недуг сегодня считается у горожан главным, но никто ему не отвечает.
– Депрессия, — объявляет он наконец. — А депрессия является ничем иным, как физическим проявлением уныния. А Серафим Саровский приветствовал всех, кто приходил к нему, словами «Радость моя», и заповедовал иметь радостный дух!
Спустя два часа, проведенные в молитвах, прихожане выстраиваются в очередь — на помазание и для того, чтобы поцеловать икону. После этого основная их часть покидает храм и уезжает — до конца службы в полутемном храме остается только монастырская братия, которая по истечении еще двух часов отправляется в трапезную.
Там мне наконец удается принять участие в ужине наравне со всеми. Надо сказать, что монашескому рациону позавидовали бы многие городские жители — сейчас, например, помимо грибовницы и котлеты с кашей на стол выставлен самодельный пирог с овощами, два разных салата, острая закуска, два вида варенья, баранки и сладкие кексы. У каждой тарелки стоит пластиковый стаканчик, полный сметаны. Едой при этом никто не злоупотребляет — грешно.
После появления батюшек и молитвы все садятся за стол — все, кроме монаха, которому в этот раз выпало сопровождать трапезу чтением святого писания и более современных нравоучительных текстов. Минут через десять его речь, а вместе с ней и трапеза, внезапно прерывается звонком колокольчика, по которому все прекращают есть, встают и произносят молитву. После этого братия становится в две шеренги, которые движутся навстречу друг другу, и к моменту своей очереди я едва успеваю расслышать, что нужно говорить каждому встречному: «Прости мне все мои прегрешения», а затем, когда шеренги меняются местами, «Не я прощаю, Бог простит». Затем следует еще одна длительная молитва, и только тогда братия получает право вернуться к еде — чего, впрочем, из скромности почти никто не делает.
После трапезы все расходятся по своим корпусам — в уставе монастыря прописано, что праздные прогулки и даже громкие разговоры перед сном, после вечерней молитвы, не поощряются.
На следующее утро я выхожу на улицу, и ветер вырывает дверь у меня из рук. Обычная погода для Белогорского монастыря. На улице всего минус пять, но по ощущениям — едва ли не на пятнадцать градусов холодней.
Длина тропинки, ведущей от храма к стоянке — всего двадцать метров. Но, как только я заканчиваю ее чистить, приходится начинать снова — к этому моменту ее вновь заметает.
– Это еще только метель, наносит с сугробов, а снег не идет, — рассказывает пришедший мне на помощь Матвей. — В Рождество совсем мучительно было. Мороз сильный, ветер, да еще и снегопад. И люди идут толпами, приминают снег. Часами напролет работаешь, разве что зайдешь руки отогреть да чаю выпить.
По лестнице, которую я только что разгреб, спускается бородатый старец, которого я мельком видел еще вчера.
– Бог в помощь! Куришь? — внезапно спрашивает он.
– Ага. Но здесь не курю, даже сигарет не взял, — говорю я на всякий случай и ожидаю нотации.
– Ну давай тогда тут покурим, — внезапно предлагает он и протягивает мне пачку «Оптимы». — Тут батюшка не видит. Очень ругаться на меня будет, если увидит. Но я с сорок второго года курю, меня уж никто не отучит. Да ты бери, бери несколько.
Я беру у него крепкую «Оптиму». Курить на территории монастыря нельзя, хотя трудникам и посетителям, в отличие от монахов, это не вменяется в такую уж вину. Они, как школьники, предпочитают курить за отдаленным ларьком, в котором идет торговля медом. Но старцу, с которым мы курим, такая мальчишеская беготня не к лицу. Его зовут Иоанн, и он инок — в отличие от монаха как такового он не скован многими обетами и может покидать монастырь, когда захочет. Что и делает — в последний раз он был тут три года назад. Сейчас он разминает больные ноги, из-за которых и провел последние годы дома.
В день Серафима Саровского Дневная трапеза (утреннюю я на всякий случай проспал) проходит куда более беззаботно, чем вчерашняя вечерняя — чувствуется атмосфера праздника. Обитатели Белогорья сидят за столом, ни к чему не притрагиваясь и ожидая батюшек. Из прихожей доносится шум, кашель и чей-то густой бас.
– Афанасий! — улыбаются послушники между собой.
Через минуту в трапезной появляется мощный бородатый старик в больших очках.
– Не Мурманск, а МурмАнск, так у нас говорят, — объясняет он что-то входящему вслед за ним иноку Иоанну.
– Очень у вас модные штаны, отец Афанасий, — задорно говорит ему кто-то.
– Такие вот! Только я вам мраку не скажу. Они вон уже порвались, дырка в них, так что вам про эту марку знать не надо! Ну-ка сяду подальше, чтобы срама этого не было.
Вслед за старцами входит монах средних лет — в отличие от веселящихся Афанасия и Иоанна он олицетворяет собой серьезность, которая не остается незамеченной.
– Здоров будь! Ты яблочко хочешь? У меня есть. Семеринка! — Иоанн кладёт на стол кулек с яблоками к явному неудовольствию монаха.
– Да уберите, уберите, — торопливо бубнит он.
Старцев эта сцена очень веселит.
– Ангелы поют, — умиротворенно произносит кто-то из послушников, глядя на эту возню.
Следующие вечер и день проходят в сосредоточенной работе, поскольку снег все метет и метет. Совершенно не ясно, где найти время и силы не то что для скуки (перед поездкой в монастырь близкие выказывали беспокойство — не будет ли мне там скучно), а вообще для любых других дел — например, для чтения. Даже трактор не успевает ездить по территории.
Я в сотый раз разгребаю снег на главной тропинке, когда замечаю, что по ней вновь спускается Иоанн — это его вечерняя разминка, он собирается обойти монастырь кругом. Дойдя до меня, он снова закуривает.
– Нельзя, ну так что ж, нельзя… Я когда у себя дома живу, выхожу в магазин за чекушкой — без шапки, без всего, в обычной куртке. А мне продавщица говорит: «А вам, батюшка, разве можно?». Тьфу ты — думаю — что у меня, на лбу написано?
Он затягивается «Оптимой» и перед тем, как скрыться за снежным барханом, говорит мне:
– А потому что не уйдешь от этого никуда. Никуда не уйдешь, и слава богу.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ