«Кино — не доктор, а боль»
Сдерживаемые эмоции у Димы проявляются через скрученные пальцы. Кадр из фильма «Детский мат»

Сдерживаемые эмоции у Димы проявляются через скрученные пальцы. Кадр из фильма «Детский мат»

Пермский режиссер сняла фильм о ребенке, который живет на два дома

Зал киноцентра «Премьер» переполнен. Пространство перед экраном заставлено принесенными из коридора лавочками и пуфами. Люди сидят на полу и стоят в проходе. Пермский режиссер Ольга Аверкиева просит свою съемочную группу покинуть зал, чтобы усадить зрителей: «Вы все равно этот фильм уже видели!» Позже она признается журналисту «Русской планеты», что никак не ожидала такого числа людей на премьерном показе своего дебютного фильма «Детский мат».

36-минутная лента показывает жизнь семьи — мамы, папы, сына — после развода родителей. Александр и Елена работают вместе в одном вузе. Знают друг друга давно, поэтому и сошлись быстро. В марте начали встречаться, в июле поженились, а уже в августе ждали сына. Но совместная жизнь не сложилась, и теперь мальчик Димка живет на два дома, мотаясь между мамой и папой, элитной физико-математической школой, шахматным кружком и хоровой капеллой. Жизнь расписана по часам — так его воспитывает отец, постоянно требующий от мальчика достижений. Уж если школа, то с бешеным конкурсом. Уж если шахматный турнир, то c победой. Мать куда мягче, но противостоять воле отца она не в силах.

Фокус на родителях

– Ольга, о чем ты собиралась снять кино?

– Сначала я хотела снять фильм про папу-одиночку, это моя давнишняя мечта. Нашла Александра (Семь месяцев после расставания с женой он воспитывал сына один. — Примеч. ред.), а потом узнала, что ситуация интересней. В заявке на фильм я уже описывала ленту как историю мальчика, который живет на два дома.

– Про что в итоге получился фильм?

– Для меня он про то, как отношения между родителями влияют на формирование ребенка, его характера, мировоззрения, психологических черт.

– Не о том, как ребенка калечит развод?

– Я не ставила перед собой цели сказать, что развод — это плохо. Нет. В данной ситуации неважно, развелись бы родители или дальше жили бы вместе, все равно ребенок был бы покалечен тем, насколько они не понимают друг друга. И если говорить про призыв, то в фильме он считывается: прежде чем заводить ребенка, надо вообще-то подумать, сможешь ли ты с этим мужчиной или с этой женщиной прожить хотя бы 10 лет?

Героиня фильма Елена рассказывает, что о детях даже не думала, но, увидев, как сильно ребенка хочет Александр, согласилась стать матерью. Позиция Александра предельно четкая: «Я ей говорил: "Во время сношения всегда думай о сыне!"» По его мнению, брак нужен лишь для того, чтобы узаконить половое сношение, обязательным итогом которого должно стать зачатие ребенка. О Димке в одном из фрагментов ленты отец говорит: «Я доволен сыном. Имею то, что хочу».

Мама, папа и Дима едут смотреть результаты вступительных экзаменов в физико-математическую школу. Кадр из фильма

Мама, папа и Дима едут смотреть результаты вступительных экзаменов в физико-математическую школу. Кадр из фильма

– Лично мне показалось, что фильм в первую очередь о деспотичном отце.

– Папа выходит на передний план потому, что его больше по жизни, и с этим ничего не сделаешь. Но и у мамы тоже очень мощная позиция. Если бы ее стало так же много в жизни Димы, было бы только хуже. Мне кажется, она это понимает, поэтому остается второстепенным человеком в семье.

– Может быть, фильм еще и о том, что очень многих современных детей лишают детства, гоняя по многочисленным кружкам, завышая планку, постоянно чего-то требуя?

– Сложно сказать… Совсем без этого тоже нельзя. В чем я согласна с папой: шахматы лучше, чем компьютер. И музыка лучше. Другое дело, что все должно быть в меру. В случае с Димкой мера не соблюдена, но, возможно, если бы он жил в счастливой семье и был так же сильно занят, то рос бы иначе. Нельзя сказать, что во всем виноват только папа, который так сильно загоняет ребенка.

– Кто-то здесь виноват?

– Оба родителя виноваты. Изначально виноваты, еще до Диминого рождения. В непродуманности своих поступков.

Фокус на ребенке

Димка в ленте постоянно чем-то занят: шахматы, фортепиано, хоровая капелла, воскресная школа, поступление в физико-математическую школу... Вот он идет на концерт, вот — в планетарий. Вот играет с мамой в шахматы, а вот помогает отцу копать картошку. Единственное, чего зритель не увидит в ленте, — как Дима общается и играет со своими друзьями.

– Фильм снимался год, и за это время мальчик ощутимо изменился, — говорит Ольга Аверкиева.

В чем именно это проявилось?

– Когда я первый раз пришла к ним в гости, только-только закончился период жизни Димы с папой. Поэтому вся ситуация для него была в новинку. Он еще изучал, как жить в этой системе. И, постепенно привыкая к ней, изменился. Думаю, эти трансформации связаны не только с родителями, но и со стрессом. Весной было поступление в школу, выпускной в хоровой капелле. Тогда появились «руки» (мальчик постоянно переплетает и скручивает напряженные пальцы. — Примеч. ред.). Появилась агрессия.

Я пыталась с Димой разговаривать. Но такие дети, как Дима, неулыбающиеся почти, они не говорят открыто. В фильм попал только один момент, где он говорит, что давно не подслушивал, как мама и папа ругаются. Это было самое искреннее, что он озвучил. Остальное можно было понять только по глазам и рукам.

– Год вы встречались, и ребенок так и не раскрылся?

– В этом смысле — нет. Он очень меня полюбил. И мамой называл, тут, видимо, тоже какие-то свои сложности… Но на тему родителей он если и говорит, то чужими словами. Например, сказал: «Маме денежку жалко», — явно не его слова, он про денежки еще ничего не знает. Своих слов у него нет, свое только в эмоциях, на лице, в поступках.

Он очень сдержанный. За год ребенок при мне ни разу не ревел. Вот когда он проигрывает на шахматном турнире, должны быть слезы: он же настраивался на победу! И видно, что они есть, только не проливаются. Дима сдерживает их силой воли. Правда, сейчас папа с мамой говорят, что он плачет по любому поводу, с тех пор, как пошел в школу...

– Где-то в первых 10 минутах фильма в одном из эпизодов мальчик вдруг говорит: «Скотина, скотина...» Это в чей адрес?

– Вообще, он это говорит съемочной группе. А для меня это такая история… Ну, как бы сказать… В мир. В мир он это говорит. Это первое предзнаменование. Дальше будет хуже.

Фокус на самом себе

Ольга рассказывает, что Александр с готовностью принял предложение участвовать в съемках. Доктор педагогических наук и практикующий психолог в прошлом, он очень хотел поделиться своим опытом воспитания ребенка. Часто звонил сам и приглашал — то на соревнования, то на награждение, то на отчетный концерт…

С мамой было сложнее. Она согласилась сниматься, но поначалу активности не проявляла.

– А потом, мне кажется, поняла, что фильм получится совсем односторонний. Тогда поехала с нами смотреть списки поступивших в школу, согласилась на интервью — большое, открытое, — вспоминает Ольга.

– Родители видели фильм?

– Да! Я очень боялась этого из-за опыта со своим предыдущим, дипломным фильмом. Он тоже рассказывает про семью. Сыну на момент съемок исполнилось 23 года, у него проблемы с алкоголем, родители отправляют его пожить в Черногорию при монастыре, потом он возвращается, и вот — первая встреча…

Тоже сложные родители, тоже очень... по-разному любят ребенка. Они посмотрели фильм и запретили показывать его, в Перми — точно. Видимо, сами себе не понравились, боялись узнавания. Поэтому и в этот раз у меня был дикий внутренний страх.

Ольга Аверкиева в монтажке. На мониторе — финальные кадры фильма. Фото: Анастасия Сечина / «Русская планета»

Ольга Аверкиева в монтажке. На мониторе — финальные кадры фильма. Фото: Анастасия Сечина / «Русская планета»

Но ничего, нормально. Не запретили. У папы были свои замечания. Например, про то, что в конце я показываю только Димин проигрыш на шахматном турнире, хотя он занял там призовое место. Мама же сказала, что смотрела не отрываясь, только очень грустно стало...

– Как ты думаешь, они что-то о себе поняли?

– Когда я работала над дипломным фильмом, мне казалось: вот я сниму, покажу, они увидят себя со стороны и наконец-то поймут!..

Ничего не случилось в тот раз, а в этот раз — тем более. И я поняла, что героям не рассказать про их жизнь больше, чем они сами знают. Ты не для них кино делаешь, а для зрителя.

Оле 25 лет. Она не замужем, у нее пока нет своих детей, но детская тема — именно то, что ее цепляет и является предметом киноисследований. Говорит, что в ту сторону ее затянула работа над коротким 10-минутным фильмом про Соню Макарову — девочку, на лечение которой от саркомы пермяки собрали более 3 млн рублей.

Теперь Оля лелеет идею фильма про маленьких пациентов онкоцентра и художницу Нину Горланову, которая занимается с ними живописью. А еще хочет снять ленту про жизнь инвалидов — выпускников детского дома в колледже-интернате. «Я сама ребенок все еще. Все так говорят», — объясняет Оля свой интерес к детской теме.

Ты задаешься вопросами семьи, воспитания детей. Это немного странно. Пока у человека всего этого нет, он обычно об этом и не думает...

– А я пыталась снимать глазами ребенка. И с позиции взрослого ребенка задумывалась о том, как бы ему хотелось расти. Потому что мои родители жили не вместе изначально. Я все это тоже переживала.

– То есть это в каком-то смысле самоисследование.

– Как любое кино! Если хочется, чтобы кино получилось, нужно снимать о себе в первую очередь. И мои родители, я надеюсь, тоже увидели себя в этом фильме. Думаю, для них очевидно, что это про нас.

Премьера. Фото: Михаил Данилович

Премьера. Фото: Михаил Данилович

– В твоем личном поиске что дало это кино?

– Если честно, оно оттянуло мое желание заводить детей. Года два назад я думала, что уже, может быть, пора. Сейчас я так не думаю.

Вообще, фильм ушел немного в другую сторону, но изначально я искала ответ на вопрос: зачем рожать детей?

– И теперь на него есть ответ?

– Есть ответ на вопрос, зачем точно не надо заводить детей. От скуки не надо. От одиночества не надо. Или если ты всю жизнь хотел быть скрипачом, а стал электриком, то тоже не надо рожать ребенка, чтобы он вместо тебя стал скрипачом, а ты бы с ним по гастролям ездил. В идеальном мире ты должен понимать сразу, что твой ребенок — это не ты. У него свой путь, и дай Бог, чтобы он сам его нашел.

Мне кажется, детей надо заводить тогда, когда ты уже сам реализовался. Потому что параллельно с воспитанием ребенка пытаться воспитывать еще и себя самого — сложно. Ты должен уже кем-то быть, потому что, в конце концов, ты должен что-то ребенку дать. И когда в тебе столько энергии, что она выплескивается через край, вот тогда, может быть, пора…

После показа в «Премьере» одна из зрительниц начала эмоционально призывать режиссера «не бросать семью», курировать, помочь маме… Ее прервал продюсер фильма, директор «Пермкино» Павел Печенкин:

– Это — не задача режиссера. Кино — не доктор. Кино — боль.

«Ребенок имеет все шансы быть здоровым» Далее в рубрике «Ребенок имеет все шансы быть здоровым»Главный психиатр Перми рассказала РП о проблемах лечения детей в регионе Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»