Человеколось, чудь и богатырь
Человеколось в чудской деревне. Фото из сообщества игры в соцсети «Вконтакте».

Человеколось в чудской деревне. Фото из сообщества игры в соцсети «Вконтакте».

Пермяки создают компьютерную игру по мотивам коми-пермяцкой и мансийской мифологии

Игра под названием «Человеколось» или «Mooseman», поскольку создатели ориентируются на глобальную аудиторию, заполнена персонажами мифов и сказок. Загадочная и мрачноватая атмосфера погружает игрока в мир людей и духов. Демо-версия игры должна выйти в августе, затем группа разработчиков, объединенная под названием «Мортешка» , планирует поучаствовать с ней на онлайн-фестивале SiliconJam. Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с разработчиками и узнал у эксперта, насколько сюжет игры совпадает с историями мифологии.  

Сквозь три мира

«Человеколось» — это приключенческая компьютерная 2D-игра, действие которой разворачивается в загадочных землях пермской чуди. Аватар игрока — человеколось, персонаж изделий пермского звериного стиля, который и вдохновил авторов на создание игры.

– Особой причины обращения к этим мотивам нет. Кроме той, что нам просто нравится пермский звериный стиль, — объяснил Владимир Белецкий, один из создателей «Человеколося». — А человеколось — уникальный персонаж этого стиля, поэтому выбор аватара был очевиден. Изначально, правда, хотелось, чтобы он был также человекоптицей, но из-за ограничений по ресурсам сосредоточились на одном воплощении.

По сюжету игры, человеколось — это шаман. Одновременно и обычный человек, и сын Зарани и Перы — персонажей коми-пермяцкой сказки. В игре он совершает духовное путешествие по слоям мироздания: нижнему, среднему и верхнему. «Вам предстоит посетить леса нижнего мира, пройти через мир живых, подняться по горному хребту ящера к верхнему миру, там превратиться в воду, чтобы туманом снова спуститься на землю», — рассказывают о сюжете игры разработчики.

Изначально энтузиасты «Мортешки» планировали создать небольшую игрушку за майские праздники. Но начали изучать мифологическую литературу, и так увлеклись, что вышли за пределы своих задумок.

– Тогда сами мифы стали диктовать нам истории, которые разворачиваются в игре. Человеколось не только путешествует по трем элементам мироздания, как планировалось, он встречает различных духов, про которых есть мифы.

Справляться с этими духами и иными препятствиями, и есть задача персонажа. В отличие от большинства подобных игр, здесь он не может ни стрелять, ни драться, ни прыгать. Не будет также «инвентаря», который нужно собрать и затем использовать. Одолевать духов шаману предстоит либо смекалкой — изучив поведение духа, либо обманом, либо «шаманской хитростью» — с помощью своей способности перемещаться из мира людей в мир духов и обратно.

– Например, представим, что некий дух в мире людей является всего лишь неоживленным и неподъемным камнем, — объясняется механика игры на странице в социальной сети. — Однако в мире духов — это существо, которое боится Человеколося. Далее нашему герою нужно забраться на скалу. Но она так высоко, что не помешал бы какой-нибудь склон… Я думаю, вы понимаете, что нужно делать.

По ходу своего духовного путешествия, Человеколосю предстоит преодолеть смоляное болото, где души злых людей вечно вязнут в черной жиже, не в силах достигнуть железной горы духов. Он побывает в чудской деревне и поможет ее жителям. Встретится с персонажем коми-пермяцкого национального эпоса Кудым-ошем — легендарным богатырем и жрецом, наделенным сверхъестественной силой.

Часть мифов фигурирует в игре как декорация — где-то на заднем фоне, рассказал Владимир Белецкий:

– Многие игроки, скорее всего, и не догадаются, что это связано с мифологией, будут думать, что это просто декоративные элементы. Но мы стараемся, чтобы в игре все имело какое-то значение.

Так, для фона использовано одно из преданий «Мифологии загробного мира» Павла Лимерова: «Карликовая чудь однажды нашла серп, ходила вокруг него, смотрела и решила потрогать. Затем стала поднимать и уронила. Серп, падая, прошелся по горлу чудскому и напрочь отрезал ему голову. Из утробы выскочили гады и устремились в разные стороны: кто в реку угодил — стал водяным; кто в лес — лешим; кто заполз под валежину — ящерицей». Так, по преданию, и образовался нижний мир.

– В игре будет лежать отрубленная голова, а тело Чуда будет переходом в следующую локацию, — объясняет Владимир.

Игра с российской душой

Мотивы пермского звериного стиля, коми-пермяцкие и мансийские легенды и мифы вплетаются в игру самым причудливым образом. Где-то заимствуется реальный миф, а где-то разработчики сами становятся мифотворцами.

– Это все-таки игра, а не исследование. Перед нами не стоит задача полной достоверности, — говорит Владимир. — Игра должна быть в первую очередь интересна, поэтому первым делом мы придумываем загадки и цепочки действий, а уже потом под них подбираем одежку из мифологии или придумывается что-то свое.

Работа над пост-медвежьим уровнем. Фото предоставлено группой «Мортешка»

Работа над пост-медвежьим уровнем. Фото предоставлено группой «Мортешка»

По использованным элементам «Человеколось» эклектичен. Разработчики использовали сказки, мифы, легенды, произведения Домнина, «Мифологию загробного мира» Лимерова и собственную фантазию. Ее же пришлось подключать при создании звукового ряда. За музыку и звуки отвечает второй разработчик — Михаил Швачко. Он подбирал и писал треки, вдохновляясь образами уже созданных игровых уровней.

– Просто включал народные песни, что-то под них наигрывал, записывал. Некоторые треки — это переложение коми-пермяцких народных песен. Некоторые написаны в попытке им подражать, — рассказал Михаил. — В одном треке использованы сэмплы народных инструментов коми из выступления коллектива «Зарни Ань» Михаила Бурдина, но мы пока не получили разрешения на их использование, поэтому не ясно, будут ли они в финальной версии.

И визуальный, и звуковой ряд, и задумка в целом снискали разные отзывы в сети. Есть и недоуменные, но больше позитивных. «Проект удивительный, с русской душой, с неповторимой атмосферой», — пишет один из пользователей социальной сети «Вконтакте». «Очень аутентично!» — добавляет другой.

Положительно задумку оценили не только геймеры.

– Я равнодушна к компьютерным играм, но то, что я увидела у этих ребят, мне показалось симпатичным. Выбранная ими условность и минимализм очень хорошо соответствуют эстетике пермского звериного стиля, — прокомментировала «Русской планете» фольклорист-полевик, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ и сотрудник лаборатории культурной и визуальной антропологии Светлана Королева.

Она согласна с тем, что игре необязательно быть на сто процентов достоверной с исторической и мифологической точек зрения. Передать дух, стиль и эстетику выбранной темы разработчикам, по ее мнению, удалось. К тому же, считает эксперт, они имели право на собственные интерпретации мифологических образов.

– Те же предметы пермского звериного стиля — да, они завораживают. Но «немые». Они не могут точно и подробно рассказать о тех мифологических поверьях, которые стоят за ними. Есть много интерпретаций — например, у Любови Грибовой, Владимира Оборина, но это тоже лишь интерпретации, пусть и научные. Разработчики игры могли создать свою версию.

История хантов, манси и пермяков

По мнению Светланы Королевой, очень правильно, что разработчики вдохновлялись также и сюжетами мансийской мифологии.

– Во-первых, она более колоритна, экзотична и интересна — в том смысле, что гораздо меньше похожа на русскую, — говорит эксперт. — Во-вторых, это исторически оправдано. Ведь есть две точки зрения относительно происхождения пермского звериного стиля. Кто-то считает, что эти культовые предметы создавались дальними предками коми-пермяков, а кто-то — что угорскими народами, предками современных хантов и манси. В советское время возобладала первая точка зрения, но сегодня в археологии восстанавливается альтернативный подход к этому вопросу.

Солнечная локация. Фото предоставлено группой «Мортешка»

Солнечная локация. Фото предоставлено группой «Мортешка»

Сама Светлана Королева как раз склоняется ко второй версии. Во-первых, потому что свое начало культовая металлическая пластика берет в VII веке до нашей эры, а предки коми-пермяков, как установили антропологи, пришли на пермские земли значительно позднее — лишь в XI–XII веках нашей эры. Во-вторых, характер культовых изображений говорит о том, что пермский звериный стиль создан носителями шаманской культуры. Она характерна как раз для хантов и манси, но довольно проблематично найти ее отголоски в культуре коми-пермяков.

Получается, что главный персонаж игры — шаман, скорее, мансийский. А проходит он по землям чуди. Могло ли такое быть? Почему бы и нет. Возможно, чисто случайно разработчики воссоздали вполне допустимую ситуацию. Чудь (от праславянского слова «чужой») — это, судя по всему, коми-пермяки и есть. Придя на территорию современного Пермского края, они встретились тут с угорскими племенами (у которых как раз и были шаманы). А чудью — то есть «чужим народом» — их назвали русские, пришедшие на пермские земли немного позднее, в XIV веке. Между прочим, коми-пермяки отчасти восприняли это представление о себе как о «чудском народе», и в некоторых районах Коми-Пермяцкого округа на Троицкую субботу до сих пор поминают чудь как своих предков.

Что до предания из книги Лимерова про карликовую чудь, не сумевшую совладать с серпом, то здесь, поясняет Светлана Королева, находит отражение склонность пришлого народа мифологизировать своих предшественников:

– В мифологии известно множество примеров, когда тем народам, которые жили на какой-то территории раньше, приписываются прямо-таки фантастические черты. К примеру, они описываются как великаны или, наоборот, как карликовые человечки. В соответствии с этим мифологизированным представлением, представители пермской чуди были настолько маленькими, что серпа поднять не могли, а колосья жали, протыкая шилом.

Контакты же коми-пермяцкой «чуди» и предков манси были довольно тесными, это достоверный факт.

– Кстати, именно такую картину рисует в своем романе «Чердынь — княгиня гор» писатель Алексей Иванов, показывая контакты манси-вогулов с коми-пермяками в XV веке. Кто читал эту книгу, помнит, что там даже святищиле у них общее, — напоминает Светлана Королёва. — Поэтому в каком-то смысле встреча чуди с Человеколосём — вполне возможна...

По мнению фольклориста, если говорить о коми-пермяцкой мифологии в чистом виде, то она для создания загадочной и мистической игры подходит немного меньше. В ней есть представления о колдунах, развит пласт сюжетов, связанных с лешим, интересная водная мифология, красивые мифологические образы различных природных явлений.

– Например, радуга — это по коми-пермяцки небесный бык, — поясняет фольклорист. — То есть радуга — это большой бык, живущий у бога, который наклонился к реке попить воды. Красивый образ, но он другой совсем по характеру, по настроению... Может, поэтому коми-пермяцкую мифологию реже используют, когда надо создать что-то мрачное, загадочное, таинственное?

К тому же, по словам Светланы Королевой, коми-пермяцкие мифы начали интенсивно фиксировать сравнительно поздно, с середины XIX века, когда уже состоялась христианизация коми-пермяков, когда они уже находились под большим влиянием русской культуры.

– Коми-пермяцкие мифологические представления испытали большое влияние восточнославянского фольклора, хотя и сохранили свою национальную специфику. Чаще всего это микс, который разделить уже очень сложно, — говорит эксперт. — И самое главное, там почти нет того заряда архаики, того отпечатка безумной древности, которая завораживает современного человека в пермском зверином стиле. Мифология коми-пермяцкая, которую мы знаем, — это мифология земледельцев, пусть и сохраняющих тесную связь с лесом. Поэтому, кстати, Человеколось никак не может быть сыном силача Перы и дочери солнца Зарани. Во-первых, потому что история женитьбы Перы на Зарани вообще, по-видимому, не фольклорная, это литературная сказка, созданная талантливым коми-пермяцким писателем и собирателем фольклора Василием Климовым. В устной традиции, насколько мне известно, этот сюжет не фиксировался. А сам Пера, конечно, герой аутентичный, но гораздо более поздний. По преданиям, он «современник» Ивана Грозного и рода Строгановых, которые получили во владение от московского царя земли по Каме и Чусовой... Это во всех смыслах уже совсем другая история!..

Тем, кто все же хочет познакомиться с коми-пермяцкими поверьями поближе, Светлана Королева рекомендует книгу пермского этнографа Татьяны Голевой «Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми-пермяков». 

Забытый город Далее в рубрике Забытый городЭвакуация дома в Соликамске вызвала новую волну дискуссии о современных проблемах жилфонда Читайте в рубрике «Титульная страница» Двойной удар по ЕГЭПочему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu Двойной удар по ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»