Сжечь «табуретку»!
Деревянная буква «П» — символ Перми. Фото: Игорь Катаев, РИА Новости

Деревянная буква «П» — символ Перми. Фото: Игорь Катаев, РИА Новости

В Перми неспешными темпами идет «культурная революция»

В 2008 году галерист Марат Гельман привез в Пермь глобальную выставку «Русское бедное», а после здесь же создал первый в России музей современного искусства за пределами двух столиц. За 5 лет ему удалось привезти в провинциальный город креативную рабочую силу, с десяток выставок и проектов, организовать несколько фестивалей. А 19 июня 2013 года министерство культуры Пермского края объявило о расторжении договора с Гельманом.

Гельман пришел

Гельмана считают идеологом пермской культурной революции. Его выставка «Русское бедное» получила большой резонанс во всем мире. В одной только Перми ее просмотрели около 50 тыс. человек. Именно с этой выставки ведется отчет пермской культурной революции. У Гельмана сразу появились союзники — тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Борис Мильграм и сам губернатор Олег Чиркунов.

В давно не используемом здании Речного вокзала, где проходила выставка, открыли музей современного искусства PERMM. В 2009 приняли концепцию превращения Пермского края в третью культурную столицу.

В 2010 музей PERMM принял масштабную паблик-арт программу. Паблик-арт — это искусство в городской среде, то есть вне стен музея. Наиля Аллахвердиева, приехавшая из Екатеринбурга, стала руководителем этой программы. И тут же город начал обрастать новыми «жителями».

Андрей Люблинский (арт-группа «Pproffesors») сделал красных человечков (Red people) высотой в несколько метров. Всего в Перми их три. Два едут на белых самокатах, а один сидит на белом стуле. Был еще один сидящий человечек на крыше филармонии. Его сняли, пообещав вернуть после ремонта здания. В начале сентября второго сидящего человечка демонтировали. В СМИ начали обсыждать, что и оставшихся могут убрать с улиц.

Жанна Кадырова изготовила для Перми огромное кирпичное надкушенное с одной стороны яблоко. Сама Аллахвердиева реализовала изначально екатеринбургский проект «длинные истории». Десятки художников украсили своими рисунками серые заборы и другие безликие поверхности. Украинец Николай Риндай сделал огромные буквы «власть» прямо перед зданием Законодательного собрания Пермского края. Сами буквы горизонтальные, поэтому на власти можно и посидеть, и полежать.

Дизайнер Артемий Лебедев украсил разноцветными квадратами пермские остановки общественного транспорта, которые радовали горожан буйством красок и ночной подсветкой, пока с этим не покончили вандалы с баллончиками. Он же придумал и водрузил возле кинотеатра «Колизей» красную букву П, оживленно обсуждаемую в Сети, а также принял руководство пермским центром развития дизайна. Эдуард Бояков основал театр «Сцена-Молот». Из Новосибирска приехал Теодор Курентзис, ставший художественным руководителем театра оперы и балета.

«Пермские ворота» — еще одна гигантская деревянная буква «П», возвышающаяся на улицах Перми, созданная Николаем Полисским в 2011 году. Функционально они действительно могут служить воротами — находятся прямо у железнодорожной станции. Пермяки обозвали это сооружение «табуреткой». Официально их «открыли» в июне, а уже в ноябре пытались облить бензином и поджечь. И все бы получилось, если бы ворота предусмотрительно не пропитали огнезащитным составом.

Нельзя сказать, что все проекты шли на «ура». Кому-то красные человечки посреди города казались просто неопрятным выделяющимся пятном. При входе в музей PERMM вообще висела табличка от студии Артемия Лебедева, где было написано общеизвестное слово из трех букв, зачеркнуто, а снизу подписано «У нас не матерятся». «Трата бюджетных денег!» — кричали пермяки. «Почему нельзя было все эти миллионы вложить в медицину?!» — недоумевали они. «Сжечь табуретку!» — настаивали жители.

Возможно, эти настроения были связаны еще и с пожаром в клубе «Хромая лошадь» в 2009. Погибли 156 человек, почти 60 детей остались сиротами или потеряли одного из родителей. А тут на улицах вырастают человечки, табуретки, приезжают какие-то люди с какими-то выставками, на которые тратятся немалые деньги. К слову, выплаты (от 50 тысяч до миллиона) пермский суд определил только в апреле этого года, спустя почти 4 года после трагедии.

В апреле 2012 со своего поста уходит губернатор Олег Чиркунов. Вместе с ним меняется вся команда. По словам Наили Аллахвердиевой, команда Чиркунова даже своим гостям делала презенты в виде тех самых миниатюрных красных человечков. Чего ждать от новых министров — непонятно. Однако новый губернатор Виктор Басаргин уверяет, что пермская революция будет продолжаться.

Скандал

«Белые ночи» — фестиваль длиной в месяц с суперинтенсивной программой. Известные музыканты, писатели, поэты, художники, театры — все стекаются в город на Каме. На фестивале в этом году власти закрыли 3 выставки.

Художник Василий Слонов привез в Пермь выставку «Welcome! Sochi 2014». Сборник рисунков, на которых карикатурно изображены олимпийские символы.

Басаргин в своем блоге написал, что он исповедует «другие культурные ценности» и выставку запретил. По Перми прошла шутка, что теперь нужно принять закон о защите чувств верующих в Олимпиаду.

Выставку Сергея Каменного «Российское барокко» сочли оппозиционной. Проект художника — проекция фотографий и рисунков. Каменный вдохновлялся фотографиями Ильи Варламова с протестных митингов в Москве. Хотя сам автор говорит, что его выставка призывает «прославлять могущество власти, знати и церкви, в данном проекте акценты смещены в сторону жертв полицейского произвола».

А выставку израильских художниц «Новый Барбизон» закрыли просто потому, что они выразили солидарность со Слоновым.

Гельман заявил, что все закрытые выставки переедут в PERMM. Это, собственно, и стало конфликтом между местными чиновниками и Гельманом, в результате которого галериста и уволили. Хотя официальная причина заключается в том, что, по итогам проверки, Гельман присвоил бюджетные деньги. Сам галерист потом заявил Lenta.ru, что «цензура — самое страшное, что бывает».

Гельман ушел

В сентябре на «Винзаводе» в Москве открывается выставка «Пермский коралловый риф». Это последняя выставка Гельмана, связанная с Пермью. В связи с этим бывший директор пермского музея опубликовал в своем Фейсбуке следующее сообщение: «Больше сочетания Перми и моего имени не будет ни на одном проекте».

В октябре будет проведен конкурс на должность нового директора Пермского государственного музея современного искусства PERMM. Руководители местных музеев, да и вообще творческие работники считают, что в Перми просто нет подходящего кандидата, а конкурсная основа — неплохой способ привлечь специалистов из других городов.

Сложно предсказать, что будет дальше. По большей части это зависит от того, захотят ли сами пермяки жить в «культурной столице» и что они готовы делать сами, без московского Гельмана и Боякова, петербургского Люблинского? Пустят ли «вторую волну» революции или будут дальше сетовать на расход бюджетных денег на непонятных пластиковых человечков?

СМИ уже окрестили пермскую культурной революцию провальной. Наиля Аллахвердиева в интервью радио «Эхо Москвы» сказала: «Пермский культурный проект обсуждать в режиме «правильно — неправильно» просто невозможно. В стране просто не существует другого альтернативного опыта формирования собственной культурной политики».

Пока из того, что планируется осенью, можно неуверенно предположить, что если волна не пошла, то, по крайне мере, не превратилась в пену.

В июне открылась новая площадка для молодых художников — арт-галерея Holst. В сентябре успешно прошел фестиваль KAMWA. Выставки, концерты, спектакли, мастер-классы, ярмарки, модные показы, велопробег. В общем, «Белые ночи», но в мини-формате. В одном из главных университетов Перми студентам разрешили сделать свой рисунок. Проект назвали «Научный стрит-арт». В студенческом дворце культуры открыли выставку пермских художников-граффитистов. Ключевое здесь — пермских. То есть сами студенты уже готовы изменять среду вокруг себя, готовы быть «на волне». В конце сентября пермякам привезут короткометражки Манхэттенского фестиваля.

С 14 по 19 октября пройдет международный театральный форум-фестиваль «Пространство режиссуры». Заключительный аккорд — в самый последний день покажут фильм «Географ глобус пропил». Фильм уже получил приз Каннского кинофестиваля и фестиваля в Одессе. В Москве его покажут только 7 ноября, а пермяки смогут его увидеть на 3 недели раньше.

Не пройдет и дня, как сразу начнется международный фестиваль театра и кино «Текстура». Еще летом фестиваль был под угрозой срыва из-за недостаточного финансирования, но Бояков, который является художественным руководителем, смог его «отвоевать». На четырех площадках театры представят свои спектакли, а режиссеры со всего мира смогут показать свои фильмы.

Анастасия Шипицина, научный сотрудник музея PERMM, заявила «Русской планете», что после июньских скандалов в музее ничего кардинально не поменялось. «Мы работаем в прежнем режиме, организовываем выставки, мероприятия», — заявила Шипицина.

«Революция не провалилась потому, что изменилось самосознание многих пермяков, — добавила научный сотрудник музея PERMM. — Молодежь ассоциирует себя с Пермью, любит Пермь, не хочет свалить (хотя сейчас все меньше), чувствует некое единство с культурным пространством Европы. Это мне кажется самым важным результатом "революции", уже поэтому ее нельзя назвать безрезультатной».

Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»