Тротуары из кульков, щетки из бутылок
Раздельный сбор мусора в Перми. Фото из социальной сети «Вконтакте».

Раздельный сбор мусора в Перми. Фото из социальной сети «Вконтакте».

Как в Пермском крае бизнес развивает вторичную переработку сырья

В Перми появился первый тротуар из вторичного сырья. Пешеходную дорожку из песчано-полимерной плитки выложила на улице Целинной в Мотовилихинском районе компания «Пламя» — по личной инициативе, за свой счет, в качестве эксперимента. Это — не единственное пермское ноу-хау в переработке отходов. Еще одно предприятие скоро начнет выпуск щеток для коммунальных машин из пластиковых бутылок.

Экологические инициативы в Перми сегодня развиваются снизу — в бизнес-среде и некоммерческом секторе. Власти поддержку оказывают, но значимой назвать ее сложно. Между тем, к 2020 году мусорная проблема станет острой для Прикамья.

Бизнесмены: особо не заработаешь

– Кульки эти из магазинов, знаете? Вот мы их рубим, нагреваем до температуры плавления, добавляем песок, и под прессами получается тротуарная плитка, — рассказывает Александр Болотов, руководитель ООО «Пламя».

Компания работает в Перми уже 30 лет. Чем только не занимается — строительством, сборкой коммунальных машин, выпуском мощных прессов. Даже на «оборонку» работает вместе с «Мотовилихинскими заводами». А около пяти лет назад предприятие начало сортировать ТБО. После сортировки отправляет отходы на переработку, в основном — за пределы Пермского края. За время работы в этой сфере отгрузили уже около 600 вагонов сортированного мусора.

Чтобы снизить расходы на сортировку, в родном районе «Пламя» запустило проект по раздельному сбору мусора.

– Оборудовали три площадки, поставили два вида баков. И люди понесли! Начали дома делить мусор на два пакета! — Александр рассказывает об этом почти с удивлением. — Мы благодарны жителям Перми, потому что они сокращают наши затраты на сортировку. Поэтому плитку мы положили безвозмездно, как бы в знак благодарности, чтобы горожане видели: раз они сделали шаг навстречу, то и мы тоже.

Тротуарная плитка, сделанная из песка и пакетов, отличается устойчивостью к агрессивной среде и пластичностью. Стоит она столько же, сколько традиционная, но долговечнее бетонно-песчаной — гарантийный срок службы 50 лет. Александр Болотов говорит, что если эксперимент удастся, можно будет выходить на подряды по укладке плитки по городу. Возможно, это позволит хоть как-то оправдать затраты на сортировку.

Сбор пластиковой тары. Фото из социальной сети «Вконтакте».

Сбор пластиковой тары. Фото из социальной сети «Вконтакте».

– Мы занялись сортировкой мусора, потому что никто этим не занимается, а надо. Вроде бы, зачем нам это, и так хватает разных работающих направлений. Но хочется чего-то, — пытается подобрать слова Александр. — Денег на сортировке много не заработаешь. Мы проанализировали... Тяжело. Нет прибыли. Загружаем полную фуру битого стекла — получаем 700 рублей за тонну. Это же вообще копейки. А сколько денег и времени надо, чтобы эту тонну отсортировать?

Тротуары из кульков — не единственное пермское ноу-хау на вторсырье. ООО ПКФ «Титан» установила по городу ловушки для пластика — сетчатые контейнеры для пластиковых бутылок. И скоро запустит производство сеточных дисков для коммунальных машин, которые подметают улицы. Оборудование лежит на складе и дожидается монтажа, пока же предприниматели накапливают сырье — собирают пластик и рубят его в мелкую фракцию.

– Не знаю, как в мире, но в России мы первопроходцы, — уверенно говорит представитель компании Владимир Дерюгин. — Никто еще из такого материала эти щетки не делал. У нас и оборудование уникальное — его специально под нас разрабатывали.

Если все получится, первая партия дисков из бутылок будет выпущена в середине следующего месяца. Владимир говорит, что рынок сбыта для его продукции есть и, конечно, Пермью он не ограничивается.

В ответ на вопрос о том, почему решили заняться мусоропереработкой, Владимир смущается:

– Жалко, когда «деньги» под ногами валяются и окружающую среду загрязняют, — отвечает, помявшись.

Активисты: не чувствуем поддержки

На одной сортировке и переработке мусора бизнес не продержится — так считают и создатели проекта «Эко-такси». Раз в два месяца они объезжают пермяков по заранее поданным заявкам, забирают у них отсортированный мусор и отвозят переработчикам — в компании «Урал-тара» и «Буматика». У обеих мусороперерабатывающий бизнес — не единственный и не основной, рассказала РП координатор проекта «Эко-такси» Анастасия Порошина.

«Эко-такси» — проект некоммерческий и, по словам Анастасии, бизнес-перспектив не имеет. За свои услуги инициативная группа берет с домохозяйства 200 рублей. Деньги уходят, в основном, на покрытие расходов по найму газели и водителя — 400 рублей в час. То, что удается выкроить сверх этого, расходуют на поощрение координатору выезда, услуги связи и полиграфию — агитационные плакаты. Сейчас у «Эко-такси» около 50 постоянных «клиентов» — домохозяйства и небольшие офисы. Это немного, но расширяться авторы проекта не готовы. Надеются лишь, что кто-то подхватит и разовьет их инициативу.

– Это тяжело с организационной точки зрения, — объясняет Анастасия Порошина. — Сейчас оптимальное количество клиентов. Все-таки «Эко-такси» — это общественная инициатива, приходится жертвовать своим личным временем ради ведения и поддержания проекта.

Впрочем, Настя признает: кое-какую личную выгоду от проекта она получает.

– Он дает возможность коммуникации с порядочными, развитыми, осознанными людьми, — объясняет активистка. — Проект подарил мне множество знакомств и возможность участия в интересных мероприятиях.

Не все общественные активисты на экологическом попроще полны позитива и энтузиазма. Вячеслав Марков, учредитель фонда «Обитаемый Урал», признался корреспонденту РП, что поддерживать фонд все тяжелее.

– Уже устал, — вздыхает Вячеслав. — Не нахожу поддержки абсолютно нигде. А бросить — совесть не позволяет.

Фонд «Обитаемый Урал» реализует различные экологические проекты — проводит субботники у берегов малых рек, сажает деревья, выходит с просветительскими акциями в школы, организует экологические патрули. В мусорной отрасли организация реализует проект «Батарейки, сдавайтесь!». Батарейки у населения фонд принимает бесплатно, а затем за собственный счет транспортирует их в Челябинск, на завод, где утилизируют этот вид отходов.

Школьники участвуют в акции «Батарейки, сдавайтесь!». Фото из социальной сети «Вконтакте».

Школьники участвуют в акции «Батарейки, сдавайтесь!». Фото из социальной сети «Вконтакте».

– Транспортные расходы до Челябинска лежат на нас. За утилизацию платим, она стоит от 140 до 500 рублей за килограмм, — перечисляет Владимир. — Сами находим деньги, из своего кармана достаем. Мы писали главе города, пытались объяснить, что живем в XXI веке, и есть такое понятие, как электронный мусор. Но, видимо, нет у нас такого понятия.

Власти: процесс идет

В городском департаменте ЖКХ «Русской планете» рассказали, что раздельный сбор мусора, сортировка, переработка — все развивается, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Первичная переработка ТБО, по данным администрации, сегодня осуществляется на двух комплексах — ООО «Пламя» и ООО «Буматика». Вторичная переработка и обезвреживание бытовых и промышленных отходов осуществляется более чем на 30 предприятиях региона. Число контейнерных площадок для селективного сбора мусора растет с каждым годом — если в 2013 году в городе было установлено 108 емкостей, то сегодня их уже 545. Дополнительно устанавливаются контейнеры для сбора отработанных ртутьсодержащих энергосберегающих ламп — сегодня в Перми таких два: на ул. Ленина, 34 и возле ТЦ «Радуга».

Достаточно ли этих усилий? Эксперты выражают сомнения. По данным издания «Коммерсант-Пермь», к 2020 году закончится срок эксплуатации полигонов ТБО «Звездный» и «Софроны» — они принимают около 70% пермского мусора.

Идея строительства завода по утилизации твердых бытовых отходов похоронена: инвестор признал ее несостоятельной по экономическим соображениям.

Остается активно развивать сортировку и переработку мусора. Шаги в этом направлении делаются, но небольшие. Так, принята целевая программа «Создание эффективной системы обращения с твердыми бытовыми отходами», в рамках которой организациям, осуществляющим сортировку ТБО, предоставляются субсидии: за отходы полимерных материалов — 700 рублей за тонну, за стеклянные отходы — 200 рублей за тонну. Этих денег явно недостаточно для того, чтобы предприниматели более активно начали смотреть в сторону сортировки и переработки мусора как перспективного бизнеса.

Да и одного субсидирования недостаточно. Например, «Пламя» хотело бы развивать проект по селективному сбору мусора, но площадки компании предлагают лишь в отдаленных районах. Гонять машину через весь город экономически нецелесообразно, а в Мотовилихе пробиться пока не получается.

– Нужен административный ресурс, мы маленькие, мы не сможем победить, — говорит Александр Болотов и добавляет почти жалобно. — Мы вообще уже на пенсии почти все.

По словам предпринимателя, прежний губернатор Олег Чиркунов приезжал к ним на производство. Посмотрел, похвалил, да только удивился: почему за свои деньги построили? И вот сейчас уже новому губернатору Виктору Басаргину «Пламя» отправило предложение, требующее бюджетной поддержки — «Концепцию по переработке и утилизации мусора в Пермском крае».

– Ждем ответа. Наверно, восемь месяцев уже. Где-то ходит, тормозится наша программа. Не дошла еще до губернатора, наверное, — говорит Александр.

Для справки

Сегодня в Перми есть четыре возможности сортировать мусор и сдавать его на переработку.

Во-первых, самостоятельно добраться до пункта приема, который можно на найти на сайтах:

«Вторая жизнь вещей»,

«Природа Пермского края»,

– «Пункты сбора использованных батареек».

Во-вторых, воспользоваться специальными контейнерами для селективного сбора мусора и ловушками для пластика.

В-третьих, заключить договор с компанией «Буматика» на вывоз всего мусора и попросить ее установить отдельный оранжевый контейнер для перерабатываемого сырья (эта возможность доступна не для всех частей города). Мусор из этого контейнера будет попадать в «Экопарк», а не на полигон.

В-четвертых, вызвать «эко-такси».

Позитив на мрачном месте Далее в рубрике Позитив на мрачном местеНесколько сотен пермяков совершили ночную велопрогулку по местам с неоднозначной славой Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»