Между моржом и фараоном
Фото: Егор Пигалев

Фото: Егор Пигалев

Как устроена изнутри Пермская государственная художественная галерея

Пермская галерея — самый крупный художественный музей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Открылась она 7 ноября 1922 года в комплексе кафедрального собора.

– К моменту окончания Великой отечественной войны, в нашей коллекции было чуть больше 5 тысяч экспонатов, — рассказывает президент ПГХГ Надежда Беляева. — К сегодняшнему дню собрание выросло в 10 раз, тогда как площадь здания сильно не увеличилась. В 1953 году мы установили межэтажные перекрытия, чтобы появился второй и третий этажи — но так решился только вопрос о расширении экспозиционных площадей. Архивы и запасники какими были с самого начала, такими и остались.

На сегодняшний день в коллекции галереи более 50 тысяч произведений искусства. Их суммарная стоимость больше, чем годовой бюджет Перми. Плюс ко всему в галерее есть библиотека, в которой хранятся 28 тысяч книг различных эпох и архив на 2,5 тысячи папок.

Из-за перегруженности хранилищ нормальных условий для содержания всего этого нет. Реставраторы постоянно проверяют, в каком состоянии находятся экспонаты. К слову, в Перми есть всего 5 человек, чья квалификация позволяет проводить такую работу. Поэтому часто приходится звать московских специалистов — для помощи.

– В помещениях галереи абсолютно отсутствует нормативный температурно-влажностный режим, но вещи живут здесь десятилетиями, и привыкли к такому сложному условию здания и постоянной заботе, которую им оказывают работники, — говорит Надежда Беляева.

  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
  • Фото: Егор Пигалев
1 / 14
Крупнее
подсказка закрыть листать
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
Фото: Егор Пигалев
1 / 14

– Важна не только реставрационная составляющая — появление малейшего жучка является поводом бить тревогу — добавляет главный хранитель галереи Наталья Сысоева.— Мы подключаем санэпидемстанцию и биологов, чтобы они узнали, откуда он пришел и какой ущерб может принести нашей коллекции. Соседство все-таки у нас не очень хорошее — рядом зоопарк, и я не представляю, что будет с нашими подвалами, если он переедет быстрее нас — куда ломанутся все жуки и грызуны?

Наталья работает в галерее, как и почти все ее сотрудники, уже не первое десятилетие.

– У нас практически отсутствует текучка. Да, приходят какие-то практиканты, но это временно, — рассказывает главный хранитель.

Сами реставрационные мастерские находятся в подвале. Чтобы попасть в них, нужно пройти сложную охранную систему. Вообще, в галерее везде стоят толстые металлические двери, которые открываются с помощью специальных электронных карточек. Выдает их только глава хранителей — и то под присмотром ответственного за определенный отдел.

– Все как в американских фильмах про разведку, — шутят работники галереи, выписывая мне стопку пропусков. — Если у нас пропадет какая-нибудь картина сегодня — мы легко узнаем с кого спросить.

Фото: Егор Пигалев

Вообще больше всего реставрационная похожа на столярную мастерскую, в которой иногда балуются красками — повсюду лежат выжатые тюбики из-под краски, стамески, наждачная бумага. В небольшом помещении сидят три человека — один убирает старый слой краски, второй работает над рамами, а третий — наносит свежую краску, сушит и презентует перед специальной комиссией хранителей.

– Через два часа у нас состоится собрание, сегодня дореставрировали икону примерно середины 18 века, — говорит реставратор Вера Деменева, показывая на блестящую картину, лежащую на столе в центре комнаты.

Часто бывает, что после реставрации какой-нибудь экспонат выглядит совсем по-другому. Например, так было с деревянной скульптурой.

– Несколько десятилетий назад к нам приезжали специалисты из Москвы — мыть пермских богов. И представьте наше удивление, когда из серых и черных они стали розовыми, голубыми, светло-коричневыми. И это не смотря на то, что дерево впитывает грязь и пыль, — рассказывают работники галереи, показывая старые фотографии. И действительно — разница колоссальная.

Картины в галерее хранятся везде, куда не ступает нога посетителя — в подвалах находится большой отдел графики, потому что таким картинам вреден солнечный свет, на колокольне лежат самые громоздкие экспонаты. Но основная коллекция размещена на этаже, который пристроен к зданию в 50-е годы: между первым и вторым экспозиционными.

– Наконец-то мы покажем людям, как нам тесно в этом помещении. Пусть уже власти озаботятся нами, а не своими дорогами и дачами, которые тоже нужны, но мы-то одни – а дорог много, — шутят хранители. И действительно, огромные рулоны — это картины, которые даже ни разу не выставлялись — лежат в коридорах прямо на полу. Размер не позволяет их экспонировать — площади стен не хватает. Но и на полках в хранилищах им тоже нет места — вот и лежат они на полу десятилетиями.

Вдоль стен стоят шкафы в два, иногда в три метра высотой. Некоторые из них запечатаны «печатками» из пластилина, на котором стоит знак определенного хранителя — это его зона ответственности. И если что-то случится какой-нибудь из этих печатей, в галерее поднимут нешуточную тревогу.

Фото: Егор Пигалев

В шкафах можно найти все, что создавал человек на протяжении своей истории — рядом со стеллажом, в котором хранится вырезанные из кости моржа шахматы (их сделали на Ямале в начале 20 века) стоит полка с древнеегипетским искусством. Абсолютно все, что хранится в галерее, пронумеровано. Например, у якутских шахмат номер «4 591», что бы это не значило.

– Вы себе не представляете, сколько в галерее бумаг — наверное, больше нигде нет такого количества документов, — рассказывает Надежда Беляева. — У каждого произведения искусства есть свой номер. И например, для того, чтобы переставить его на другу полку, нужно оформить специальную бумажку. Такую же бумагу надо сделать после того, как ты вернешь ее на место. Я уж не говорю про такие случаи, когда мы отправляем картины на выставку — из-за этого нам приходится заполнять огромные папки бумаг.

До сих пор непонятна дальнейшая судьба коллекции галереи. В конце 2014 кончается срок аренды между ПГХГ и РПЦ, во которому сейчас принадлежит здание бывшего кафедрального собора. Но региональные власти до сих пор не придумали, куда они будут галерею переселять.

– Представители церкви ведут себя с нами очень вежливо. Сейчас есть договоренность — если они видят, что власти совершают какие-то шаги для того, чтобы у нас появилось новое здание, то они готовы продлить безвозмездную аренду и еще подождать, — говорит Беляева.

– А сами потом что со зданием будут делать?

– Большой кафедральный собор, наверное. Но сначала им придется обрушить этажи, которые мы строили — открыть все пространство высоты до верха иконостаса.

Новенькие Далее в рубрике НовенькиеКак помогают в Перми беженцам из Украины Читайте в рубрике «Титульная страница» Юний Давыдов: «Наша сила – в иронии»«Русская Планета» встретилась с одним из пионеров отечественного рекламного рынка Юний Давыдов: «Наша сила – в иронии»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»