Культурная контр-эволюция
Экспозиция на фестивале «Белые ночи». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»

Экспозиция на фестивале «Белые ночи». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»

Как в Перми возрождается фестивальная культура

Культурная революция, начатая предыдущим губернатором Прикамья Олегом Чиркуновым, закончилась со сменой регионального руководства. Многие яркие события, составлявшие основу культурного ландшафта города, канули в лету.

Но несколько событий этого лета, организованных без бюджетных вливаний и по частной инициативе, наглядно продемонстрировали: общество берет управление городскими событиями в свои руки, становясь не только потребителем культуры, но и генератором.

Эксперты, осмысливающие эти процессы, тревожатся отсутствием единого управления событийным рядом. Его следствием они считают хаос, который приводит и к сумятице в головах горожан, и к ослаблению возможного эффекта от городских фестивалей.

А эффект, к слову, очень важный. По утверждению социологов, насыщенная культурная жизнь — главный фактор, определяющий удовлетворенность жителя городом и влияющий на его ощущение счастья.

Как это было?

Когда новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин посчитал нецелесообразным продолжать дело своего предшественника, город почти одномоментно лишился ряда событий, благодаря которым о Прикамье знали за пределами региона и благодаря которым Пермский край включали в туристические справочники.

С улиц города исчезло несколько знаковых для культурной революции арт-объектов. В частности, знаменитые Красные человечки и Айкон-мэн, установленные возле здания Законодательного собрания региона. Символично, что вместо них, спустя некоторое время, появился знак в память о вручения Перми Ордена Ленина за достижения в промышленности.

В этом году отказались от фестиваля «Белые ночи». А также от музыкального фестиваля «Движение», который проводил продюсер Александр Чепарухин.

До этого власти официально отказались поддерживать международный гражданский форум «Пилорама», много лет проходивший на территории музея политических репрессий «Пермь-36». Ушли в небытие фестиваль современной поэзии «SlovaNova», фестиваль театра и кино о современности «Текстура», фестиваль стрит-арта «Длинные истории Перми», международный фестиваль театра для детей «Большая Перемена».

Лето перемен

В Перми прошел фестиваль книг, путешествий и городской культуры «Гений места», организованный независимым книжным магазином «Пиотровский», туристической компанией «Валида» и рекламным агентством «Озон-дизайн». Следом за ним — фестиваль дизайна, музыки и еды «RedFest», который провели создатели уже ставших традиционными ярмарок «Red-market». Затраты на это событие его создатели окупали за счет платных входных билетов.

«Белые ночи». Фото Владимира Соколова // «Русская планета»

«Белые ночи» пользовались огромной популярностью. Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»

Кроме того, в начале июля в Перми пройдет общественный городской фестиваль «После Пилорамы» — ответ на пустоту, образовавшуюся в гражданской жизни после сворачивания форума «Пилорама». Он тоже реализуется без бюджетных денег — на личные средства организаторов, за счет спонсорской поддержки и частных пожертвований, собранных на краудфандинговой платформе.

Череда альтернативных фестивалей заставила пермское городское сообщество начать переосмысливать происходящее с фестивальной жизнью в Прикамье. И выяснилось удивительное: несмотря на то, что несколько ярких событий вырвано из культурного тела города, в Перми на текущий момент за год проводится 54 (!) фестиваля. Начиная от знаковых и традиционных для Прикамья — Дягилевского фестиваля, «Флаэртианы» (документальное кино), «Камвы» (современная этническая культура), «Крыльев Пармы» (авиационный фестиваль), «Рок-лайна». Заканчивая малоизвестными — вроде фестиваля юмора «Планета смеха», фестиваля ручного ткачества «Весна. Кросна» и фестиваля красоты «Камские берега».

«Русская планета» приводит мнения нескольких экспертов на эту тему и их размышления о том, куда и как двигаться дальше.

Три ошибки нового фестиваля

– Насыщенная культурная жизнь рождает запрос на события, и это естественно. Ответ на этот запрос мы видим нынешним летом. Фестивальный ритм, некогда заданный, сохранился, — считает руководитель департамента менеджмента пермского отделения НИУ ВШЭ, специалист по территориальному маркетингу Ирина Шафранская.

Однако, по ее мнению, организаторы новых фестивалей совершают ошибки, которые необходимо анализировать, учитывать и корректировать. Первая — копирование не принципов, но шаблона. Так произошло с «Пермским калейдоскопом», который скопировал схему «Белых ночей», не переняв его принципы.

Вторая — когда фестиваль не трансформирует городское пространство.

– Такая трансформация обязательна. Это может быть физическая трансформация, а могут быть и новые смыслы, вложенные в старые локации. Если вновь приводить в пример «Пермский калейдоскоп», то была выбрана привычная площадка парка им. Горького, трансформации пространства не произошло, и, на мой взгляд, это плохо. Если трансформация не происходит, фестиваль не укореняется.

Третья ошибка — экономическая. Любое вложение — денег, времени, сил — должно приумножаться, считает Шафранская. Капитал, который мы получаем от фестивалей, не финансовый, но духовный — речь о воспитании культурой. В случае с тем же «Калейдоскопом», экономия финансов такую капитализацию убила.

«Консолидировать усилия»

– Очень хорошо, что Пермь в принципе начала говорить и обсуждать тему фестивальной жизни и реализации единой политики в этой сфере. Это выводит нас из многих городов России, которые на эту тему вообще не рефлексируют, — считает руководитель Центра прикладной урбанистики и социальный инженер Свят Мурунов.

По его мнению, сегодняшняя фестивальная ситуация в Перми — это разнонаправленное броуновское движение, эффект от которого, вследствие его хаотичности, будет значительно ослаблен.

– После того, как не стало фестиваля «Белые ночи», не произошло никакого диалога или осмысления произошедшего, — говорит Свят. — Как результат — дробление фестивальной жизни на местечковые события в попытках сохранить дух того супер-фестиваля. В итоге, такое ощущение, что сегодня в Перми целью многих событий являются сами события. Организаторы мыслят примерно так: если я это сделал, следовательно, я существую. Однако событие — это инструмент проявления и формирование идентичности. Большое число разных событий развивает эту идентичность фрагментарно.

По мнению Свята, сегодня у Перми накоплен богатый опыт организации «правильных и неправильных событий», теперь необходимо его проанализировать, упорядочить и перейти к проектированию единого событийного ряда, которое приведет и к оптимизации расходов, и к концентрации аудитории.

Еще, по мнению Мурунова, важно отходить от старой советской модели, в которой горожан все время развлекали, и переходить к модели вовлечения.

– Никто не объясняет людям, что они могут сами генерировать события, а не только быть их потребителями. Отсюда: маленькие локальные события вроде дворовых праздников — большая редкость, — считает эксперт.

Правила региональной культуры

Руководитель фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция» и основатель Музея советского наива Надежда Агишева проблему видит в том, что пермское общество сегодня не влияет на решения власти в отношении культуры. Мнение собранного при Минкульте общественного совета не учитывается, решения принимаются единолично, как следствие — и фестивальный разброд и шатание, и перестройка приоритетов с финансирования событий на финансирование учреждений, что, по мнению Агишевой, неверно и противоречит международной практике.

«Белые ночи». Фото Владимира Соколова // «Русская планета»

«Белые ночи». Фото: Владимир Соколов / «Русская планета»

– Вопрос не решен стратегически, — считает Надежда. — Основные принципы региональной культурной политики не сформулированы.

В этой позиции Агишеву поддерживает директор Центра «Пермкино» и организатор фестиваля документального кино «Флаэртиана» Павел Печенкин. Он, впрочем, настроен оптимистично и ожидает того, что единые принципы региональной культурной политики будут сформулированы. Уверенность в этом вселяют слова, сказанные президентом страны — о том, что культура важнее, чем «оборонка» и экономика.

«Пока не мешать»

– Разрабатывать культурную стратегию нужно не на год, не на два и не на пять лет. Это должна быть долгосрочная программа, которая не может меняться вместе со сменой губернатора, — считает координатор общественного фестиваля «После Пилорамы» Анастасия Сечина. — Был Чиркунов, и было одно направление. Пришел Басаргин, старое сравнял с землей и стал строить светлое будущее в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Придет следующий губернатор и что? Снова старое закатаем в асфальт, и с нуля будем строить новый, дивный мир?

По мнению Сечиной, единая региональная культурная политика, включающая в себя и единый фестивальный ряд, должна и может разрабатываться совестно общественностью, деятелями культуры и властями, однако власть при этом должна быть «адекватной».

– То, что происходит сейчас, не характеризует ее как адекватную, — уверена Анастасия. — Она с трудом идет на контакт, не стремится выстраивать диалог, не прислушивается ни к чьему мнению. Поэтому, на мой взгляд, решение сейчас одно — ждать смены власти, параллельно делая то, что в наших силах. И на этом этапе лучшее, что могут сделать чиновники — это не мешать появляться и развиваться частным фестивальным инициативам.

Анастасия пояснила: речь не идет о культурной анархии, а о принципе «протоптанных дорожек»: правильней прокладывать их там, где люди уже ходили прежде. Сегодняшние альтернативные «ростки» — это как раз те самые тропы, которые в будущем способны образовать единый фестивальный паззл.

Город с событиями

– Есть прекрасная книга «Событийные города: культурный менеджмент и ревитализация городской среды» Грега Ричардса и Роберта Палмера. И очень жаль, что она в свое время не попала на стол авторам пермской культурной революции — они бы избежали многих ошибок, — сокрушается Андрей Попов, эксперт в области культурного планирования и экс-консультант Министерства культуры Прикамья. — Мы профукали свое счастье и не создали ни одного фестиваля, который могли бы экспортировать в другие города.

По мнению Попова, 54 фестиваля без единого центра управления превращают Пермь в «город с событиями», а необходимо стремиться к «событийному городу». В качестве примера Андрей привел единую систему организации фестивального ряда в Эдинбурге.

– Сейчас перед нами стоят два вызова. Вызов первый: добиться того, чтобы новые, появляющиеся альтернативные фестивали объединились, и чтобы из этого получился единый фестивальный ряд от городских сообществ. Вызов второй: создать единую городскую событийную программу и единую систему управления ею, — говорит Андрей.

В рамках это программы может выстраиваться несколько линеек: альтернативные фестивали, муниципальные и краевые, фестивали учреждений, полагает эксперт. Однако признает: эта задача — не для сегодняшней региональной власти.
– Аналитический датчик, проектный офис, образовательный кампус — вот необходимые составляющие центра управления городскими событиями. Но сегодняшняя власть не хочет брать на себя ответственность за создание этого центра, — подводит черту Попов. — Следовательно, все адекватные, активные и креативные горожане должны объединиться и самостоятельно создать его. Но кто выступит катализатором, зачинателем этого процесса? Я пока не знаю...

«Доставили в критическом состоянии» Далее в рубрике «Доставили в критическом состоянии»В Перми умерла 12–летняя девочка, которую до госпитализации несколько часов возили по разным больницам Читайте в рубрике «Титульная страница» Михаил Ефремов. Давно народныйИсполнилось 55 лет замечательному актёру, которого злые языки предлагают лишить звания Михаил Ефремов. Давно народный

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»